ДубДругой примечательной особенностью дубовых деревьев являются их плоды - желуди. Археологи по раскопкам 5000-летней давности установили, что желуди дуба использовали для выпечки хлеба, в некоторых местах дуб даже называли «хлебным деревом». В сырых желудях содержится ядовитое для человека и безвредное для животных вещество кварцетин. При обжаривании желудей оно разрушается. Павсаний при описании Аркадии, упоминает, что Пеласг, став царем аркадян, «отучил людей от употребления в пищу зеленых листьев, травы и кореньев... взамен этого в пищу он дал им плоды дубов...». Сладкие съедобные желуди пробкового дуба, родиной которого является Средиземноморье, могут заменять каштан. 

Желуди служат излюбленным кормом свиней, кабанов и даже некоторых птиц. Связь диких свиней и кабанов с культом дуба и громовержца отчетливо проступает в древних дубах, найденных на «перекрестке двух торговых путей средневековья "из варяг в греки" и из Киева в Чернигов. Их подняли со дна Десны и Днепра в 1909 и 1975 гг. при расчистке дна этих рек. Радиоуглеродный анализ второго из этих дубов показал, что он перестал существовать (вероятно, упал вследствие подмыва берега) в середине VIII в». Самым поразительным было то, что в стволы деревьев, там, где начинали расходиться ветви, «были симметрично и прочно засажены кабаньи челюсти». 

 

 

Эта находка показывает, что днепровские славяне поклонялись не только дубу, но диким кабанам-вепрям. «Древнерусские летописи и былины неоднократно повествуют об охоте на вепря и торжественном поедании кабаньего мяса на княжеских пирах. Некоторые исследователи видят в этих "вепревых" угощениях отголоски обрядового поедания мяса вепря, связанного с древним культом».  Аналогичные культы засвидетельствованы у греков, германцев, ирландцев и др.  Дубовые леса  имели «особое хозяйственное значение... по-видимому, и для развития у индоевропейцев свиноводства. Специальные "свинопасы" должны были пасти свиней именно в дубовых лесах, богатых желудями".

К немногим деревьям относились с таким же почтением, как к дубу. Твердая и плотная древесина дуба широко применяется в хозяйстве. Кору дуба использовали для дубления кож. Из драни молодых дубков плели лапти-«дубовики», а из лыка старых — «дубачи». Листьям дуба приписывалась способность заколдовывать и усмирять львов. Дубовая зола считалась предохраняющей от хлебной ржавчины, а дубовый столб в навозной куче – отпугивающим змей. В русской традиции существовала примета: если на 31 мая "на дубу макушка с опушкой, будешь мерить овес кадушкой". Поселяне, увидевшие на этот день совершенно развернутый дуб, предролагают, что земля принялась за свой род".

Связывали с дубом и целительные свойства. В русской народной медицине к дубу обращались при заговаривании горловых болезней, зубной боли, различных детских заболеваниях. По наличию или отсутствию желудей дубовая ветка считалась либо женской, либо мужской и нарекалась соответствующим именем. В Житомирской области, обращаясь с заговором к дубу в случае детской бессонницы, упоминали имя ветки-мальчика, если бессонницей страдала девочка, и наоборот – имя ветки-девочи, если заговор  произносился для мальчика. Знахаpка или мать пpедлагали дyбy покyмиться с ними и не тpогать детей дpyг y дpyга.

Британцы советовали вбить гвоздь в ствол дуба, чтобы снять головную боль. В Суссексе для излечения ребенка от грыжи его продевали сквозь расщепленный молодой дубок. Для этой цели мог применяться и ясень. Считалось, что если в день летнего солнцестояния молча потереть левой рукой кусочек дуба, дуб будет исцелять все болезни.

Суеверия касались и желудей. В Уэльсе считали, что тому, кто нашел в желуде червя, грозила бедность, а тому, кто нашел паука, - болезнь. Использовали желуди и в любовных гаданиях. Влюбленные брали два желудя, называли их своими именами и бросали в таз с водой. Если, плавая они сходились, это предвещало свадьбу; если расходились в разные стороны, то свадьбе не суждено было состояться.

Использованные материалы:

  1. Павсаний. Описание Эллады, книга VIII;
  2. Ю.В.  Кривошеев. Религия восточных славян накануне крещения Руси;
  3. Т.В. Гамкрелидзе, Вяч. Вс. Иванов. Индоевропейский язык и индоевропейцы, т. II;
  4. Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов;
  5. Энциклопедия суеверий.