Сикомора в мифологииСикомора выступает как древо жизни и в словах Исиды, называющей себя «яйцом гуся, вышедшего из сикомора», т. е. яйцом Великого Гоготуна. В главе об укусах Исида произносит: " По велению возлюбленной Ра не восходи в небо яйцо гуся Смен, выходящего из сикомора… Оживи, дитя, умри яд! Да живет Ра, да умрет яд!".  Саму Хатхор тоже отождествляли с гусыней, отложившей золотое Яйцо. Хатхор называли также «гнездом сокола» - Хора, который говорит:  "Я лечу как сокол и опускаюсь на прекрасную сикомору, расположенную посреди озера".

Однако в изобразительном искусстве гораздо полнее представлена связь сикоморы с осирическим культом. Именно сикомора фигурировала в обряде возложения изображения бога на ветви дерева на ритуальном празднике  пахоты и сева, «уподобляя пребывание его во чреве матери. Осирис на сикоморе ассоциировался c зернами, скрытыми в земле, а сикомора принимала на себя функции богини-матери».  В более позднее время этот ритуал – празднество в честь священной ветви – совершался  в гробнице Осириса в Абатоне, где «сикомора представлена в образе Нут и названа матерью Осириса, которая была призвана омолодить его душу в ветвях священного дерева».

 

Сикомора в мифологии

Из сердцевины сикоморы делалось маленькое изображение тета - амулета, представлявшего собой стилизованное изображение ствола дерева с четырьмя поперечными полосами в верхней части. Считалось, что этот малый тет символизирует дерево, в которое богиня Исида спрятала останки своего мужа, и «его помещали на грудь умершему, предварительно окунув в воду, где плавали цветы анхам. Этот амулет должен был дать ему силу для того, чтобы восстановить тело и стать совершенным духом в подземном мире».

Сикомора и пальма считались в Древнем Египте деревьями возрождения к жизни: «в древнем Египте эту символику обычно несли те из них, которые имели сладкие плоды – финики и кокосы у пальмы, плоды священного дерева "ишед"». Покойный описывается в тексте как сидящий под сенью священных деревьев у ног богини Хатхор. «В собрании Каирского музея имеется рельеф с изображением сикоморы, над кроной которой поднимается финиковая пальма со свисающими гроздьями плодов. Из ствола дерева выходит богиня (Нут или Хатхор), приносящая дары покойному».

 

Использованные материалы:

  1. Н.А. Померанцева. Эстетические основы искусства Древнего Египта;
  2. Энциклопедия мистических терминов.