ИваИва  “плачем” предсказывает дождь: «Порой с листьев ивы капли падают так часто, что под деревьями земля становится мокрой. Отсюда, наверное, и пошло народное название ивы – «плакучая». Связь ивы с водой и Луной, сделала иву причастной  женской магии.

В традиции восточных славян ива (укр. верба) считалась священным деревом. Раз в году в ночь на Ивана Купалу ива украшалась цветами, возле нее жгли костры. По окончании праздника ветки ивы сажали во двopaх. Из ивовой коры делали ожерелья и бpacлeты.

Ветви с вербными сережками освящали в церкви и хранили дома как защиту от молний и всевозможного зла. Сережкам вербы приписывалась особая магическая сила. Освятив в церкви вербные веточки, крестьяне по возвращении домой глотали вербные почки «для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь.

 

 

«Освященную ветку берегут до первого выгона скота... причем всякая благочестивая хозяйка выгоняет со двора скот непременно вербой, а саму вербу затем или «пускают на воду», или втыкают под крышу дома, с тою целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по нескольку дней».

Все славяне придавали особое значение освященным ветвям вербы. У русских в Козловском у. Тамбовской губ. существует убеждение, что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в пламя – останавливает огонь, а воткнутая в поле – оберегает посевы.  

«В уездах же Темниковском и Елатомском той же Тамбовской губ. советуют всем неплодным женщинам есть почки освященной вербы, уверяя, что после этого женщина непременно начнет рожать детей». Восточные славяне при первом выгоне лошадей в ночное (чаще всего на Николу вешнего) весь день лошадей стегали не кнутом, а вербой.

 

Использованные материалы:

  1. И.Б. Литинецкий. Изобретатель – природа;
  2. С.В. Максимов. Крестная сила// собр. Сочинений в 20 томах.