ИваИва была символом непрерывности жизни и, многие обычаи славянских народов, связанные с ивой, свидетельствуют о священном статусе этого дерева. Сербы и поляки из освященной вербы делали кресты и втыкали в пахотную землю для защиты от града. Освященные вербные ветви поляки и болгары сжигали для отвращения бури.  В Карпатах при грозе ломали освященную вербу и жгли в печке, «чтобы дым отвел грозу и дьявол при этом не прятался в трубе». Сербы заплетали из вербы  венки в Юрьев день, «чтобы прибыль в доме росла, как верба весной».

В день Сорока мучеников в Алексинацком Поморавье пастух-серб стегал скот ветками вербы  и кизила, говоря: «Будь здоров, как кизил, и расти, как верба!», а девушки и парни ходили вместе к зарослям вербы, хлестали друг друга ветками вербы и произносили такое же заклинание. Для обряда  вызывания дождя сербы выбирали девочку, называемую  додола, и  обнажив ее, обряжали в ветви ивы. Додола ходила с веткой ивы в руке от дома к дому и ее обливали  с головой водой.

 

 

Белорусы на Витебщине ставили при граде пучок освященной вербы на подоконник. С освященной вербой выходили и на первую пахоту ярового поля, и на распахивание целины. По представлениям белорусов, на вербе с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт (до этого он обитал в воде, в «лозе», а после вербного воскресенья переходил на  клен и в жито).

Верили в то, что черти весной «отогреваются» на вербе, а после того, как вербу освятят в Вербное воскресенье, они падают в воду, поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, зачерпнутую под вербой. При этом черти, по белорусским и польским поверьям, предпочитают сухую, дуплистую вербу.

Старую, дуплистую вербу считали проклятым деревом в некоторых зонах Сербии, Боснии, Македонии и Польши. Сербы - боснийцы говорили, что верба была проклята и потому она обыкновенно гнилая изнутри. По польской легенде из вербы были сделаны гвозди для креста, на котором был распят Христос. В наказание за это верба стала бесплодной, трухлявой и с кривым стволом. Болгары считали, что самодивы (вилы) живут на вербах и других деревьях, а словаки полагали, что именно на верхушке иве восседает водяной, высматривая свои жертвы.

Литовское сказание связывает происхождение ивы с женщиной: «из зависти к одной матери, одаренной чудесными свойством рождать детей из всех частей тела, Земля втянула ее в трясину – и несчастная женщина превратилась в вербу». Литовцы также считали, что в вилктака -  волка-оборотня можно превратиться, перевернувшись через пень ивы.

 

Использованные материалы:

  1. Н.И. Толстой, В.В. Усачева. Верба.Словарь славянской мифологии http://pagan.ru/slowar/w/werba0.php;
  2. А.Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу.