По данным Л.Я. Штернберга и Ч.М.Таксами родовое дерево, у которого амурские нивхи проводили ежегодный обряд жертвоприношения небу, тоже называлось "сухим деревом" (че дзигр). Обычно в его роли выступала высокая высохшая лиственница. К ней приставлялся специально для этой цели срубленный ствол лиственницы, осмысляемый как часть дороги небесного человека, приходящего за жертвенными дарами. Осеннее кормление хозяина тайги, проводившееся вскоре после покрытия реки льдом и знаменовавшее начало нового года, тоже проходило у комплекса из сухой и свежесрубленной лиственниц. У родового дерева че дзигр проводился и медвежий праздник нивхов. Такая высохшая, но стоящая вертикально сухая лиственница, была символом связи людей с небесным миром.
А.Б.Островский приводит некоторые данные о шаманском дереве со слов жены лесника П.П.Кехана, домохозяйки, но в прошлом иногда камлавшей. Женщина заболела когда ей было около 39 лет. У нее часто стали повторяться припадки, после которых она начинала петь и разговаривать, по ее словам, с какими-то зверями. Родные спросили ее, что нужно сделать, чтобы она не переживала такие мучительные боли, и женщина попросила изготовить стружки из ольховника (хеоңи), молодой ели (п' рун) и тальника (куйңи). Еловые стружки она повесила на шею, а стружки из ольховника и тальника надела на голову наподобие венка. По ее просьбе в доме стали жечь ветки багульника, от запаха которого ей становилось легче. Наконец она попросила изготовить для нее пару человеческих фигурок, парные фигурки зверей, бубен и че зuhp из молодой ели.
Для этого срубили ель, оставив ветки на вершине и две, симметрично расположенные ветки, ниже по стволу. По словам нивхов эти две ветки были похожи на человеческие руки и назывались тот (рука). Под ними на ствол нанесли изображение человеческого лица. Эту ель поставили недалеко от дома со стороны восхода солнца. Изображение на ней "кормили": мазали рот едой. После особенно тяжелого припадка, с большим трудом и с помощью державших ее людей, женщина обошла четыре раза против часовой стрелки вокруг ели, распевая песни и моля духов (в данном случае - тигров) пожалеть ее и перестать мучить. После этого она почувствовала себя хорошо и каждый раз после припадка стала лечиться таким же образом - совершая обход вокруг че зuhp. По словам информантов лечить людей шаманки могли только в состоянии припадка, когда они устанавливали контакт с духами животных и птиц.
Остается добавить, что по возвращении после первого обхода вокруг че зиhр, женщина обошла вокруг установленного в центре помещения "шаманского очага" т'овс из лиственницы, тоже сделанного по ее просьбе. Он представлял собой небольшой чурбан на четырех коротких ножках и такие же ножки торчали кверху. На каждой верхней ножке было вырезано по изображению головы камбалы, медведя, змеи и человека. На чурбане было сделано четыре пояса, между которыми древесина была выдолблена, так что они представляли собой как бы полки. Верхняя полка имела небольшое углубление. На это место положили горящий уголь и сверху бросили ветки багульника, ели и растения ойра. Вдыхая их запах, больная обошла этот шаманский очаг. Обычно такой очаг нивхи делали в самом начале становления шамана. Изображения человека и зверей¸ которые наносились на шаманский очаг, являлись изображениями духов-помощников шамана. Обязательными атрибутами каждого нивхского шамана была налобная повязка из стружек инау, свое шаманское дерево, на которое слетались его духи-помощники, и шаманский очаг.
Использованные материалы:
- Крейнович Е. А. Нивхгу;
- Островский А.Б. Мифология и верования нивхов;
- Таксами Ч.М. Шаманство у нивхов.