Шаманское деревоУдэгейцы, также как и нанайцы и орочи, относятся к тунгусо-маньчжурской группе народностей. Однако из всех народов Амура и Приамурья они единственные, кто называет себя лесными людьми. Удэгейцы были охотниками и рыболовами. Без участия шамана они обращалась для испрашивания охотничьей удачи к покровительнице охоты Сангия мама, устраивая жертвенник у дерева близ селения; в жертву ей приносили кусочки рыбы, жгли багульник. Шаманы занимались лечением, в которое входил поиск сбежавшей или похищенной души заболевшего, и отправлением души после смерти ее носителя в нижний мир.

 



Выполнение этих действий требовало проникновения шамана в верхний или нижний миры вселенной. Поэтому, шаманское дерево играло главную роль в камланиях, связывая между собой все три мира. Кроме того, на его ветвях отдыхал главный дух-помощник шамана - птица. Возле шаманского жилища непременно устанавливались 2-3 лиственницы с обрубленными ветвями и кольцевыми вырезами на коре. Верхний конец лиственниц венчали деревянные фигурки птицы куан. На этой птице - своем духе-помощнике - шаман предпринимал путешествия по мирам или посылал ее на борьбу со злыми духами. Она же служила жертвенником, на котором шаман сжигал сухие листья багульника перед камланием.

Роль шаманского дерева играл и ритуальный шаманский посох, навершие которого часто изображало птицу, духа-помощника шамана. С его помощью осуществлялось соединение мира сакрального с миром обыденным и шаман получал возможность перехода в иные миры.


Использованные материалы:


  1. Т. Мельникова. Птицы небесные.