Первоначальной территорией обитания орочей была р. Тумнин на побережье Татарского пролива, где орочи взаимодействовали с ульчами и удэгейцами. Этноним "орочи" происходит либо от орон (тунг. "олень"), либо от ороч - "новорожденный медвежонок". Возможно, вторая этимология более верная, во всяком случае шаманский культ медведя был у орочей весьма развит. Птицы и медведи считались духами-помощниками шамана, и на шаманском дереве, которое было привезено с орочского мольбища на р. Тумнин, можно видеть изображения таких птиц и медведей. Такие же изображения наносились и на шаманские посохи, например, их можно видеть на двух посохах, принадлежавших шаманке с того же мольбища. Орочи считали, что эти духи-помощники защищали шаманов от злых духов, помогали передвигаться по мирам и являлись советчиками. Во время обряда их оживляли, для чего надевали стружки из дерева жизни — черемухи или вяза, ивы.
В мифах орочей предок Манги, Маин был богатырем-охотником, сыном культурного героя Хадау. Это он гнал по небу лосиху с лосёнком, и он же был первым умершим, добровольно ушедшим в буни, чтобы предотвратить перенаселение земли. Созвездие Большой Медведицы представлялось охотником и лосем, а лыжный след охотника - Млечным путем. В вариантах мифа о преследовании лосихи, известных кроме орочей эвенкам, нанайцам, ульчам и др., Манги представлялся также в облике медведя-великана. Кроме этого имелось представление о созвездии Большой Медведицы как о шкуре огромного медведя, убитого Хадау (в этом варианте - верховного небесного бога, творца вселенной) и распяленной для просушки на четырех кольях, или как об амбаре, в который забрался все тот же медведь. В упоминающемся ниже обряде уни, шаман пользовался двумя посохами. Верхний конец одного из них был вырезан в виде двух голов: медведя и духа боочо, а нижний - в виде медвежьей лапы. Другой посох сверху оканчивался изображением птицы и головки духа манги, а снизу - копытом лося. Кроме того фигурка-медведь находилась на конце рукояти шаманского копья (геда), а вместе со змеиной головой дух манги был изображен на рукояти шаманского ножа (пальма).
Орочские шаманские деревья были двух видов: перевернутые - корнями вверх, и столбы ту с фигурой птицы наверху. После того, как шаман становился сагды самани - сильным шаманом, он строил комплекс из столбов ту для жертвоприношений своим духам-помощникам и духу-покровителю. На деревянные столбы наносились рисованные или вырезанные изображения духов-помощников. Обычно столбы увенчивались деревянными фигурами орла или утки, которые должны были символизировать шаманскую птицу кори. Часто такие столбы ту представляли собой целые стволы деревьев с развилками. Иногда в качестве столбов ту использовались засохшие деревья. Перед столбами ставилось корытце для воскурения багульника. В течение своей жизни шаман мог обновлять эти столбы, например, при переезде на новое местожительство. Но никто не имел права срубить или сломать их пока шаман был жив.
Такие столбы ту можно было видеть, например, у орочской шаманки Марии. Она приносила перед ними в жертву собак, петухов и свиней. Один из столбов представлял собой вилообразно раздвоенное дерево, с двумя головами и птицами кори (самцом и самкой) на этих головах. Устанавливали шаманы около своего жилища и другой вид шаманского дерева - дерево корнями вверх. Периодически - раз в два-три года- шаман устраивал уни - обряд благодарения своих духов-помощников и духа-покровителя с приношением им жертвенных даров. Одновременно этот обряд способствовал обновлению и воспроизводству шаманской силы. Совершение обряда преследовало также цель демонстрации шаманом своих сверхъестественных способностей и очищение стойбища от злых духов.
Часть орочей со временем переселилась с р. Тумнин на Амур, где у них усилились контакты с нанайцами, оказавшие определенное влияние на мировоззрение орочей. В частности медведи были потеснены образами других хищников. Именно там, на нижнем Амуре, был приобретен американским путешественником конца XIX века Б.Лоуфером шаманский костюм, который отражал представления орочей о структуре космического дерева. Согласно этим представлениям таких деревьев было целых три: на небе, в мире обитаемом людьми и в нижнем мире. На спине упоминаемого костюма, который представлен в американском Музее естественной истории в Нью-Йорке, изображены леопард с тигром у основания древа, растущего в нижнем мире. Вместе с ними изображены змеи, ящерицы и два черных медведя. Ряд концентрических колец над деревом символизировал центр земли и портал между мирами. На передней части костюма были изображены такие же кольца, а под ними - дерево среднего мира. Его тоже охраняли тигр и леопард вместе со змеями и лебедями. На спине шаманской рубахи было изображено небесное дерево. Оно также охранялось кошачьими хищниками и рептилиями, но было окружено кольцом парящих птиц. Это были человеческие души, ожидавшие своей очереди спуститься на землю. Считалось, что шаман надевал такой костюм, когда сопровождал души умерших в нижний мир, дорогу в который он обозревал взобравшись на дерево с зарубками. Но где бы не пролегали дороги шамана, "костюм всегда удерживал его в центре мироздания".
Использованные материалы:
- Т. Ю. Сем Шаманизм народов Сибири. Презентация альбома и выставок РЭМ (тунгусо-маньчжурские народы);
- С.В.Березницкий. Мифология и верования орочей;
- В. А. Аврорин и И. И. Козьминский.— Представление орочей о вселенной, о переселении душ и путешествиях шаманов, изображенные на „карте" ;
- Эдвин Крапп. Боги с небес.