Река служила одним из тех путей,  по которому умершие  могли прибыть в загробный мир. Обтекая землю мертвых, эта же Река образовывала границу между миром живых и миром мертвых. Считалось что душа умершего, перейдя ее, уже никогда не сможет возвратиться. В мифологических представлениях древних греков таких рек было несколько, но только воды одной из них - Леты - обладали свойством стирать в памяти испившего их воспоминание о прожитой жизни, о своей личности,  привязанностях, способностях и накопленном жизненном опыте. Из Энеиды Вергилия нам известно, что в представлениях древних греков, души умерших в загробном мире сохраняли память о себе и  прожитой ими жизни, друзьях и близких, с которыми они ее разделяли. А где же воды реки, дающей забвение? Все там же, в загробном мире, однако служили они совсем другой цели. Вот как пишет об этом Вергилий: «Тут увидел Эней в глубине долины сокрытый / Остров лесной, где кусты разрослись и шумели вершины: / Медленно Лета текла перед мирной обителью этой, / Там без числа витали кругом племена и народы /.../ Что за река там течет – в неведенье он вопрошает/.../Молвит родитель в ответ: "Собрались здесь души, которым /Вновь суждено вселиться в тела, и с влагой летейской / Пьют забвенье они в уносящем заботы потоке"».  Разгадка в том, что души умерших пьют воду забвения не с тем, чтобы навсегда остаться в мире мертвых, а для того, чтобы забыв свою прожитую жизнь, получить возрождение в новом теле.

 

Возможно, это воды Леты пробивались родником забвения  в сумрачной киммерийской пещере, где обитал бог сна Гипнос,  сын Ночи и брат Смерти. Кроме этого родника был известен и другой источник забвения - в Беотии.  Согласно сообщению Павсания в  Лейбадее находилась пещера Трофония, и пришедшие вопросить оракул предварительно пили воду из двух источников: Леты - забвения, чтобы забыть о заботах и волнениях, и Мнемосины - памяти, чтобы запомнить услышанное и увиденное в пещере.

Греческой мифологии известен образ еще одной реки, которая в отличие от подземной Леты, давала забвенье, не от прожитой жизни, а от любви. По свидетельству того же Павсания, в Элиде, у развалин города Аргиры протекал ручей Аргира и река Селемн, впадающая в море. По поводу этого ручья и реки существует миф, приводимый автором: Аргира была морской нимфой, Селемн - влюбленным в нее юношей, который постарев, потерял расположение нимфы и умер от любви. Афродита обратила его в реку, "дав ему, как реке, забвение об Аргире. …воды Селемна полезны для мужчин и женщин тем, что излечивают их от любви: те, кто омоется в этой реке, получают забвенье от любви".  

В русской мифологии известна река Забыть, отделяющая тот свет от этого. Именно так она называлась в Вологодском  крае. Считалось, что   перейдя в 40-й день Забыть реку, умерший забывал все, что с ним было на этом свете.

В мифологических представлениях других народов  река забвения  заменяется  просто напитком забвения, без указания на то, откуда он взят. Только в орочской мифологии воды забвения все еще текут ручьем, испив  из которого душа умершего забывает все о своей прожитой жизни. 

В германо-скандинавской мифологии известен напиток забвения: только испив его, Гудрун соглашается на новый брак с Атли. После того как он убил ее братьев, она убивает их общих сыновей и подает Атли блюдо, приготовленное из их сердец, а потом убивает его самого, предав огню его палаты со всеми обитателями.

В Китае под влиянием буддизма возникло учение о  10 залах подземного судилища (Диюй), в котором умершему назначали одну из 6 форм перерождения.  Безгрешные получали право нового рождения и отправлялись на границу между адом и землей, к духу Фэнду-шэню.  Здесь души попадали в павильон богини Мэн  («тетушки Мэн»), где им давали выпить напиток забвения. В мифологических представлениях вьетов душам, уходящим из загробного царства, тоже подносят кашицу забвения, чтобы они не помнили виденного в царстве.

В мифологии тибетских и монгольских тюркоязычных народов известен образ Гесера, победившего демона севера -  людоеда Лубсана (бурят. Лобсоголдой Хара мангадхай). Победу герою удается одержать с помощью  Мезы Бумджид (монг. Тумен Джаргалан, западнобурятская Тумен Яргалан), супруги демона. По некоторым вариантам, она была бывшей женой самого Гесера, похищенной демоном. Меза Бумджид  подносит герою "напиток забвения", испив который, он остается на севере. Иногда сам Гесер представляется властителем севера.  Первоначальное ядро сказания сложилось, по-видимому, на северо-востоке Тибета. В шаманских призываниях его называют сыном неба, обитающим поверх высокой, белой,  горной вершины,  в доме из облаков и туманов. 

 

 

Использованные материалы:

  1. Вергилий. Энеида IV;
  2. Мифы народы мира, т. I,II;
  3. Павсаний. Описание Эллады. кн. IX, 39,8 и кн. VII, 23,2;
  4. Березницкий С.В. Мифология и верования орочей.