МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Черепаха: тибетская мифология

Для пригималайской и восточных зон Тибета характерно представление о вселенной в виде материка, плавающего в океане на спине огромной черепахи или рыбы, придавленной для большей устойчивости горой. Черепаха считалась живой моделью Вселенной: "Вся Вселенная умещается в черепахе. Голова ее обращена на юг, хвост – на север, лапы – на восток и запад. Юг содержит элемент огонь и соответствует знакам лошади и Змеи; запад – это металл или Петух и Обезьяна; север – вода или Свинья и Мышь; восток – дерево или Тигр и Заяц".

 

По древним тибетским мифам из жира золотой космической черепахи родились тхеуранги,  олицетворяющие различные атмосферные явления. Они обитают в нижних слоях неба и имеют облик  одноглазых, одноруких и одноногих существ. Группа из 9 братьев тхеурангов насылает снежные бури, штормы, град, вызывает ссоры. По космогоническим мифам тибетской религии бон, предшествовавшей принятию буддизма,  из 6 яиц, отложенных Золотой космической черепахой, вылупились божества Лу («те, кто плавают в воде и ползают по земле»). Они представлялись существами со змеиным телом и головами рыб, лягушек, головастиков, змей, скорпионов и др. Обитали в прудах. озерах, источниках, местах слияний рек, ручьев, на пастбищах. Лу ведали погодой, могли наслать засуху или проливные дожди, мороз. Кроме того они охраняли полезные  ископаемые; могли наслать болезни на людей и животных. В мифах выделяются 8 лумо (жен. род) во главе с «черной якшей», матерью Лумо; 8 владык Лу, хранителей драгоценностей и 8 владык лу, спутников бога богатства Вайшраваны. По космогоническому мифу бон вселенная представляет собой части тела богини Лумо: небо возникает из ее головы, луна - из правого глаза, солнце - из левого, планеты - из верхних зубов, гром - из голоса, облака - из дыхания, дождь - из слез, ветер - из ноздрей, реки - из вен, а земля из тела богини.

Использованные материалы:

  1. Тибетская буддийская сутра, цит.  по "Скородумова Л. Дзурхай: буддийская астрология";
  2.  Мифы народов мира т. II.

Реклама

Книги