Back to Top

Сайт посвящен мифологическим представлениям народов мира

Грибы

Грибы в мифологии

Грибы. Часть 11

Грибы в мифологииГрибок Сlaviceps purpurea, паразитирующий на злаках был известен уже ассирийцам. Еще в 600 гг. до н.э. ассирийцы называли шпоровидные наросты или спорынью «ядовитой пустулой (споровой массой) в колосе зерна». Священные книги парсов (около 350 г до н.э.) сообщали: «Среди зловредных творений, созданных Angro Mavnes, есть гибельные злаки, которые вызывают у беременных женщин выпадение матки и смерть во время родов».

Некоторые виды рода Claviceps могут заражать большое число диких злаков, произрастающих в Греции, но рожь древние греки не ели, так как считали ее «черным зловонным товаром из Фракии и Македонии». Другое дело – ячмень. Из него делали пиво и древние греки почитали малоазийского пивного бога Сабазия и сменившего его в этом качестве Диониса.

В тайных ритуалах древних греков, известных под названием Элевсинских мистерий, использовался ячмень и по утверждению некоторых современных ученых эти ритуалы проходили под воздействием интоксикации, вызываемой грибком, которым были заражены зерна ячменя.  

Грибы. Часть 10

Грибы в мифологииСемейство грибов состоит из очень разнообразных по своей форме, качествам и свойствам представителей. Кроме грибов наземных и древесных, образующих  плотное и съедобное плодовое тело, известны разнообразные их сородичи – лишайники, которыми кормятся олени, грибки, паразитирующие на злаках, дрожжевые грибки и пр.

Наиболее печальную славу получили грибки, поражающие злаковые культуры.  Такими грибками-вредителями являются ржавчинные, головневые грибы и сумчатый гриб Сlaviceps purpurea, вызывающий заболевание злака, известное под названием спорыньи. Заболеванию этому больше всего подвержена рожь, но зачастую в роли жертвы выступает и ячмень.

Грибы. Часть 9

Грибы в мифологииОтрицательное отношение к грибам как к пище зафиксировано у многих народов. Прежде всего это связано с представлением о том, что грибы, растущие из земли, связаны с загробным миром, либо с плотью мертвецов, либо с пищей подземного мира.

Я.Чеснов приводит в качестве иллюстрации отношения к грибам как к антипище, поведение жителей Скандинавии во время голода, имевшего место в конце прошлого года: «Правительство распространяло листовки (как питаться грибами), но крестьяне предпочитали умирать, но их не есть».

Лакандоны Месоамерики считали, что хозяин подземного мира и его люди едят древесные грибы вместо лепешек, личинок мух вместо фасоли, и пьют трупную жидкость.

Грибы. Часть 8

Грибы в мифологииВ ряде традиций отражается связь грибов с космическим мотивом, с происхождением частей космоса от грибов. Части гриба маркируют три мира, с ними связывается происхождение мира, происхождение не только животных и людей, но и небесных тел.

В китайской традиции широко распространены изображения громовых грибов около мирового дерева, или изображения гриба, выступающего дублером мирового дерева. Так, на ноинулинской ткани из монгольского могильника (I в. до н. э. – I в. н. э.), хранящейся в Эрмитаже,  гриб с обоих сторон окружен изображениями мирового дерева, сверху гриба изображены две птицы, и эта композиция повторяется несколько раз как орнамент.

Информационно емким является рисунок на коре, сделанный австралийскими аборигенами земли Арнхейм. На рисунке изображено «грибообразное растение, змеевидные корни которого уходят в землю, а верхние части – в небо. Эти верхние ветвления покрыты стрелочками, интерпретируемые иногда как листья, но, видимо, допускающими и иное осмысление – как стрелы». Гриб-мировое дерево, гриб-прародитель или прародительница – мотив широко распространенный у разных народов.

Грибы. Часть 7

Грибы в мифологииДревесные грибы очень часто отождествлялись с ушами. Такие представления были характерны для жителей о. Тайвань и Филиппин. Эскимосы с о. Врангеля называли сухие грибы «чертовыми ушами». Месоамериканские индейцы тусантек называли древесный гриб «ухом дерева». Известно название гриба, произрастающего из земли - «свиное ухо».

По представлениям индейцев телламук, проживающих на тихоокеанском побережье Америки, древесные грибы – это плоть Дикой Женщины, которую убивает ее  внук-енот и уносит ее труп на своих плечах. Проходя под поваленными деревьями, он замечает, что его ноша становится с каждым разом все легче, пока не исчезает совсем: «плоть Дикой Женщины остается на стволах в виде грибов».

На Юго-Востоке Америки индейцы алабама связывают происхождение древесных грибов с людоедкой: человек рубит людоедку на части, при этом ее сердце бросает о ствол дерева. Оно превращается в древесный гриб, а кишки людоедки  - в лианы. У индейцев коасати существует похожий миф о людоедке, которой отрезали голову и разрубили тело на части. Но каждый раз ее члены срастались, Сердце людоедки, брошенное о дерево, стало древесным грибом.

Грибы. Часть 6

Грибы в мифологииОдним из следствий, вытекавших из представления грибов  превращенными в них людьми, было разделение грибов по  внешнему виду на мужские и женские. Грибы с выраженной ножкой и шляпкой-колпачком – признавались мужскими, грибы без ножки с вогнутой шляпкой – женскими. «Эти два ряда отождествлений грибов, - пишет В.Н. Топоров, -  в некоторых традициях настолько устойчивы, что гриб, считаемый мужским, и membrum virile обозначается одним словом а гриб, признаваемый женским, имеет то же название что и vagina».

В некоторых мифологических традициях признавалось, что первоначально люди вообще не имели признаков пола и обзавелись гениталиями благодаря грибам.  Так, по представлению австралийских аборигенов два брата нашли два гриба, один из которых был удлиненным и имел белый цвет, а у другого шляпка была уплощенной. Братья «подули на лист, придали первому грибу форму пениса, второму – вагины; тотчас у всех мужчин и женщин появились гениталии».

Грибы. Часть 5

Грибы в мифологииВ языке новозеландских маори слово whatitiri, означающее  «гриб» и «гром», происходит от имени мифической прародительницы Whatitiri, внук которой Tawhaki испускает из подмышек молнии. Цикл преданий о Tawhaki принадлежит к числу самых распространенных в Полинезии мифов.

Шаман индейского племени сапотеков через четыре дня после последнего сбора грибов обращается к «Силам» с просьбой о грибах: во-первых, к Земле, во-вторых, к Богу-Отцу, в-третьих, к Троице, в четвертых, к Великому Удару Молнии, который выращивает грибы и  снабжает их кровью.  Четырехдневный срок и количество адресантов соотносятся с четвертым днем недели, посвященным в индоевропейской традиции громовержцу, с русской поговоркой «после дождичка в четверг».

Появление грибов зависело от громовника. Поскольку гриб мог служить  продуктом питания, с просьбами о том, чтобы на земле выросли грибы, следовало обращаться к владыке грома и молнии. Отголоском этого верования является детская игра, зафиксированная в  Ягнобской долине (Таджикистан): «весной мальчишки валялись по земле, выкрикивая имя Громовника или названия грибов, пытаясь тем самым вызвать рост последних. При этом дети иногда пели песенку, обращаясь к Громовнику (Камбару): «Камбар, Камбар, выпусти воду! Молоко и масло коровье выпусти!»

Грибы. Часть 4

Грибы в мифологииМотив происхождения людей из грибов был известен и древним грекам. Приводя миф о Медее, убившей из мести своих детей и убегающей на колеснице, запряженной драконами, Овидий упоминает о людях, ведущих свое происхождение от дождевых грибов: "Вот на змеиных крылах, наконец, в Эфирее Пиренской / Снизилась. Древних людей при начале веков тут явилось / смертное племя, - его дождевые грибы породили".

Грибы-прародители не случайно называются «дождевыми»: издревле было замечено, что представители грибного семейства самых разнообразных форм и расцветок дружно появляются после летнего дождя с грозой.  Здесь мнения расходятся: в некоторых традициях  ответственным за происхождение грибов, во всяком случае, некоторых из них, считается дождь, в других – удар молнии. Известна греческая и римская поговорка о том, что грибы растут не от дождя, а от грома.

Грибы. Часть 3

Грибы в мифологииВ традиции некоторых западно- и восточно-европейских  народов происхождение грибов связывается  с кусками хлеба, что указывает на грибы как на источник хорощей пищи.  У  венгров, словаков, литовцев, украинцев и белорусов хлеб превращается в грибы.

В немецкой легенде Св. Петр ест украдкой от Христа хлеб, который ему подала женщина. Застигнутый Христом врасплох, Св. Петр давится хлебом и «хлеб превращается в грибы». Австрийцы  объясняют происхождение лисичек, появляющихся ко дню летнего солнцеворота, из выплюнутых кусков пончика, которые Св. Петр пытался съесть украдкой от Христа. Каждый раз, когда Св. Петр хотел проглотить кусочек пончика, Христос его о чем-то спрашивал, и святой был вынужден выплевывать кусочек.

Во многих мифах происхождение грибов связывается с человеком. У африканских бамбара оно связано с неким юношей, превратившимся в гриб, который  возвращает приветствие, если, здороваясь,  прикоснуться к нему. В мифе индийских племен музо и лушеи в гриб превращается девушка, обидевшаяся на младшую сестру за то, что та отказалась поделиться с ней дикими огурцами, От огорчения девушка стала проваливаться в землю, а когда ее начали тянуть наверх, ноги девушки остались в земле, и она превратилась в гриб.

Грибы. Часть 2

Грибы в мифологииСтоль разные мнения о происхождении грибов отразились и на их названиях. В древне-греческом грибы назывались «пищей богов», а один из  видов земляных грибов на древнегреческом означает букв. "удар молнии". В старофламандском грибы назывались  dyvelsbrood – «хлеб дьявола»,  индейцы оджибве называли  грибы «пищей мертвых», а  индейцы сисиэтл «испражнением Грома».

Тем не менее, с глубокой древности и по настоящее время многие люди использовали и используют грибы в пищу. Для описания давности времен индейцы упоминают о том, что люди тогда ели грибы, тем самым, подчеркивая отличие  первобытной эпохи дикости от современной,  основой которой в качестве  пищи служат окультуренные растения. В русской традиции идея глубокой  давности времени, в котором происходило то или иное событие,  выражается в поговорке «когда царь Горох с грибами воевал».

Грибы. Часть 1

Грибы в мифологииГрибы лат.  Mycota) — удивительные создания природы, сочетающие в себе признаки как растений, так и животных. Долгое время ученые колебались, не решаясь причислить их к какому-либо определенному царству. В настоящее время грибы выделены в отдельное царство.

Грибы появились около миллиарда лет назад в древнейшей геологической эре – архейской. Находки в юго-восточной части Якутии, подтверждают, что уже около 850 млн лет назад существовали достаточно сформированные грибные организмы. Полного расцвета грибы достигли в третичный период кайнозойской эры – около 76-25 млн. лет назад. В этот период, судя по ископаемым находкам, уже существовали все основные известные сейчас группы грибов.

Особенно поражали грибы разнообразием своих форм, внезапностью и массовостью появления и отсутствием способов размножения. Все эти обстоятельства ставили ботаников в тупик, приводили в замешательство, которое лучше всего выразил   французский ботаник XVIII в. С. Вайян, считавший грибы «проклятым племенем», изобретением дьявола, придуманным им для того, чтобы нарушить гармонию остальной природы.

Страница 2 из 2