Грибы в мифологииВ языке новозеландских маори слово whatitiri, означающее  «гриб» и «гром», происходит от имени мифической прародительницы Whatitiri, внук которой Tawhaki испускает из подмышек молнии. Цикл преданий о Tawhaki принадлежит к числу самых распространенных в Полинезии мифов.

Шаман индейского племени сапотеков через четыре дня после последнего сбора грибов обращается к «Силам» с просьбой о грибах: во-первых, к Земле, во-вторых, к Богу-Отцу, в-третьих, к Троице, в четвертых, к Великому Удару Молнии, который выращивает грибы и  снабжает их кровью.  Четырехдневный срок и количество адресантов соотносятся с четвертым днем недели, посвященным в индоевропейской традиции громовержцу, с русской поговоркой «после дождичка в четверг».

Появление грибов зависело от громовника. Поскольку гриб мог служить  продуктом питания, с просьбами о том, чтобы на земле выросли грибы, следовало обращаться к владыке грома и молнии. Отголоском этого верования является детская игра, зафиксированная в  Ягнобской долине (Таджикистан): «весной мальчишки валялись по земле, выкрикивая имя Громовника или названия грибов, пытаясь тем самым вызвать рост последних. При этом дети иногда пели песенку, обращаясь к Громовнику (Камбару): «Камбар, Камбар, выпусти воду! Молоко и масло коровье выпусти!»

 

Тесная связь появления грибов, насекомых, червей и других хтонических существ с громом и молнией выразилась в представлении обитателей Ягнобской долины  о Великой матери, вытряхивающей вшей  из своих шаровар (встряхивание = гром). При падении на землю вши превращались в грибы. Известно также о существовании представления о том, что гром возникает при рождении на небе божества.

Первый весенний дождь в Ягнобе  отождествлялся с молоком. Считалось, что от этого дождя-молока, текущего из грудей Фатимы и Зухры, вырастают грибы белого цвета

В мифологических представлениях орочей духом-хозяином ветра, грома и молнии был огромный змей с лапами и крыльями – бесполый Агды. Считалось, что если молния - Агды талинайни (досл. «вспышка Агды») ударит в землю на открытом пространстве, в хвойном и березовых лесах, то на этом месте появятся метки Агды – грибы-дождевики Агды тоони (досл. «огонь Агды»).

У меланезийского племени ватут происхождение  грибов связывается  не с громовником, а с Месяцем: для того, чтобы выросло много грибов, с появлением молодого месяца предпринимается следующее магическое действие: маленький ребенок садится на землю, закрывает лицо руками и начинает перечислять названия съедобных грибов. Ему помогают мать с сестрами. Теперь грибы обязательно вырастут в изобилии.

 

Использованные материалы:

  1. Е.В. Антонова, Л.А. Чвырь. Таджикские весенние игры и обряды и индо-иранская мифология //Фольклор и историческая этнография;
  2. С.В. Березницкий. Мифология и верования орочей;
  3. Ю. Березкин.  Тематическая классификация и  распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам.. Аналитический каталог.