МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Грибы. Часть 12

Спорынья в мифологииНазвание грибка Claviceps purpurea перекликается с латинским наименованием гвоздяclavus. В Н. Топоров приводит описание изображений Деметры, одежда которой украшена «гвоздиками», на двух краснофигурных кратерах аттической работы, хранящихся в Эрмитаже.

На одном изображена сцена передачи Деметрой «колосьев со спорыньей Триптолему, восседающему на двукрылой колеснице и держащему в одной руке чашу, а в другой характерный посох с шишкообразным навершием». Внимание привлекает одеяние Деметры – оно покрыто «гвоздиками», в то время как на «других сходных изображениях этим «гвоздикам» соответствуют мотивы грибов, фаллосов, может быть, алабастров, воспроизводящих ту же форму, особого рода крестиков».

На другом кратере изображен Триптолем с посохом и чашей, два колоса в его волосах напоминают рожки. Его колесница запряжена двумя змеями и готова к взлету, Деметра с колосьями наливает вино в его чашу. В пору своей молодости Деметра сочеталась на трижды вспаханном поле с  Иасием  или Иасионом и родила  дитя – Плутоса.

 

Трижды вспаханное поле указывает на обряд плодородия, существовавший на Балканах, в котором «жрица зерна на глазах у всех совокуплялась с царем-жрецом перед севом озимых». Имя Триптолем (triptolmaios – «трижды дерзнувший») «может быть титулом, который получал царь-жрец, трижды дерзнувший вспахать поле и совокупиться со жрицей зерна».

Плутос означает «богатство»,  заключавшееся в обильном урожае, который «рожала» мать-Земля и которому она покровительствовала. Метки, которые богиня оставляла на колосьях, были метками богатства и изобилия. Именно так воспринимались рожки спорыньи в русской традиции. В Россию культура ржи вместе с «метками изобилия» пришла позже других европейских стран, и поскольку «католическую демонологию православные не признавали, да и язычество победить до конца так и не смогли», спорынья русским народом воспринималась не как сорняк или яд, а была «синонимом и олицетворением счастья и удачи».

Эти крупные рожки считались прибавкой к хлебу, их назвали спорым хлебом. Считалось, что зерно при наличии таких рожек вырастает втрое. Говорилось, что "спорынья поможет скорее, чем Бог, ведь от спорыньи и  квашня хорошо подымается". Само слово «спорынья» в словаре Даля означает  спорину т.е.  спорость, успех, удачу, выгоду, прибыль, прок, рост. Сдвоенный колос назывался спорышем и считалось хорошей приметой найти такого двойного красавца.

 

Использованная литература:

  1. В.Н. Топоров Семантика мифологических представлений о грибах // Balcanica Лингвистические исследования, 1979г;
  2. Р. Грейвс. Мифы Древней Греции;
  3. Денис Абсентис. Христианство и спорынья.

Реклама

Книги