Грибы в мифологииЦелая галерея изображений грибов и связанных с ними персонажей, относящихся к I тысячелетию до н. э.,  запечатлена на правобережных скалах реки Пегтымель на Чукотке.  Впечатляет количество изображений, посвященных мухоморам – более трех десятков. Среди них духи-мухоморы, шаманы, картины видений

Духи чаще всего изображены в виде обнаженных или полуобнаженных женщин с грибами на головах; реже встречаются мужские антропоморфные фигуры. В мифологии коряков Эмемкут, сын Великого Ворона Кутха, восхищенный красотой мухомора, сделал его девушкой. По другим версиям, так же корякского происхождения, в мухомор превратилась одна женщина, обидевшись на своего мужа. Женщина собрала своих детей и они все вместе ушли под землю.

В ительменских сказках рассказывается о мухоморных девушках, соблазняющих и уводящих охотников. «Девушек-мухоморов описывают как соблазнительниц, имеющих красивое лицо и стройное тело. У них длинные густые волосы, часто рыжего, огненного цвета, но встречаются и белокурые, золотые, черные. В последнем случае обычно добавляют, что девушки-мухоморы носят красные шапочки, под цвет шляпки гриба. Девушки имеют небольшой рост (до 150 см), пышную грудь и, как правило, ходят обнаженными».

 

Возможно, появление образа девушек-мухоморов и его устойчивое сохранение были обусловлены распространением различных нервных болезней, которыми часто страдают жители Севера, причем преимущественно женщины. У якутов и русского населения Крайнего Севера, не использующих грибы, истерии и другие нервные расстройства встречаются чаще. «Как известно из данных психиатрии, приступы истерии часто сопровождаются срыванием с себя одежды, снятием обуви и пребыванием в обнаженном виде в самых разных местах. При этом человек кривляется и совершает различные необычные поступки, например, прыгает, кричит, выставляет на показ свои половые признаки. Те же действия мы встречаем и в легендах о лесных женщинах».

С. П. Крашенинников наблюдал в XVIII веке следующую картину на одном из пиров камчадалов (ительменов): "Во время крику начали выбегать из углов бабы и девки, искося глаза, искривя рот и представляя себя как возможно страшными, которые дошед до лестницы, подняли руки кверху и делая странные телодвижения плясали и кричали во всю глотку, а потом одна за другою падали на землю будто мертвые и разносимы были мужчинами по местам своим, где лежали, аки бы бесчувственны по тех пор, пока некоторый старик не отшептал каждую порознь".  Есть мнение, что бешенные пляски с употреблением мухоморов в умеренных дозах во время праздников, способствовали предупреждению приступа.

Множественность мухоморных персонажей, возможно,  основывается на количестве употребленных мухоморов. В. Г. Богораз пишет: "Если человек съел один мухомор, он увидит одного мухомора-человека, если съел два - три, увидит соответствующее число. Мухоморы берут человека за руки и уводят его на гот свет, показывают ему все, что там есть, проделывают с ним самые невероятные вещи". О. Диксон утверждает, что «немаловажную роль играли обстоятельства приема грибов и время, так что иногда хватало одного мухомора, а иногда приходилось есть много». Так, чукчи, коряки и ительмены говорят о 3, 5, 7, 9 мухоморах. Причем количество всегда должно быть нечетным -  "чтобы один был без пары", для того чтобы  составить пару с самим участником.

Съев галлюциногенные грибы, человек чувствовал как он сам превращается в гриб: голова – в шляпку, тело – в ножку. Изображения людей, из головы которых растет гриб, или грибообразные формы голов духов основаны на ощущении распирания черепной коробки у съевшего мухоморы:  "Когда проглотишь мухомор, чувствуешь себя крепко; ноги идут, но голова другая - голова мухомора на тебе".

 

Использованные материалы:

  1. Олард Диксон. Мистерии мухомора. Применение галлюциногенного гриба в шаманской практике