Грибы в мифологииОбраз Диониса-гриба, вкушение плоти которого приводило в состояние божественного опьянения, находит соответствия с образом ведического сомы. Мнения ученых по поводу того, что же на самом деле представлял собой сома – гриб или растение -  расходятся.

По мнению американского ученого Р.Г. Уоссона, сома «Ригведы» не что иное, как мухомор. Многие ведийские гимны действительно «нередко наделяют сому эпитетами, сходными с «обликом» мухомора: сома описывается как растение без листьев, цветов, плодов и корней, но имеющее стебель и «шапку» (дословно — «голову») подобно одному глазу».

Сома, «крылатый буйвол», выступает как дитя  Парджаньи, бога дождя, грома и молнии, «зародыш Паджры», по-видимому, земли (Рв IX, 82, 3).  «Красное дитя Неба», Сома возрастает на земле, его небесное происхождение и посредничество  между Небом и Землей подчеркивается в гимне: «На небе твоя высшая (пуповина), которая скреплена с (земной) пуповиной. На спине земли растут твои пальцы» (Рв.IX, 79,4) Уместно заметить, что в  некоторых традициях грибы и белемниты называются «чертовыми пальцами».

 

Очень часто сома упоминается вместе с Индрой: «Как бык войди в Индру, о капля!». (Рв. IX,2,1) Напившись сомы, Индра ощущает себя  всесильным и всемогущим. В мифе о "расчленении" Индры сказано, что опьяненное переизбытком сомы тело бога начало "растекаться", давая рождение разным существам, растениям и металлам. "Из его пупка вытекала его жизнь-дыхание и стала свинцом… Из его семени вытекала его форма и стала золотом". ("Шатапатха-Брахмана" , XII 7, 1, 7).

Известно использование галлюциногенных грибов двумя способами: непосредственное проглатывание размоченных и разжеванных и кусочков и  вхождение в трансовое состояние через потребление мочи, человека, съевшего эти кусочки. В ряде традиций такая моча используется не только с этой целью, но и в ритуальных омовениях. «Р.Г. Уоссон показал, что в некоторых старых районах древнего расселения индо-арийцев, почитавших Сому, сохранились пережитки прежнего культа (ср. использование мочи в ритуальных целях сикхами и мусульманами Пенджаба, Кашмира и некоторых других северо-западных провинций)».

В Махабхарате моча в качестве напитка бессмертия оказывается мочой громовержца Индры. В гимне «К Индре» говорится: «Пей сому, сколько хочешь! Мочась им день за днем, о щедрый, Ты приобретаешь самую крепкую силу». (Рв. VIII, 4, 10) В традиции палеоазиатов опьянение мочой человека, съевшего галлюциногенные грибы, является широко распространенным явлением.

Однако Авеста осуждает тех, кто позволяет обманывать себя опьяняющей мочой. К таким «потребителям» относились и Манихеи, которые  «не только употребляли «красные» грибы, но использовали, как известно и мочу. ...Интересно, что в ряде традиций грибы, которые непригодны для такого использования, называются «собачьей мочей».

 

Использованные материалы:

  1. Г.М. Бонгард-Левин, Э.А.Грантовский. От Скифии до Индии;
  2. В.Н. Топоров. Семантика мифологических представлений о грибах//Balcanica Лингвистические исследования, 1979г