МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Бузина. Часть 2

Ягоды красной бузиныВ средние века бузина считалась ведьмовским деревом. В Ирландии верили, что ведьмы используют прутья бузины как лошадей в ночных полетах.  Иногда сами ведьмы превращались в  прутья, которые кровоточили, если  их начинали пилить. В Англии бытует легенда о том, как одна ведьма  превратила короля и всю его армию в камни, а сама сделалась бузиной рядом с ними. По преданию местные жители в канун Иванова дня отправлялись к этому месту и пировали там, а потом ритуально спиливали ведьмово дерево. Из него текла кровь, а король-камень кивал головой.

Считалось опасным делать детские колыбели на качалках из бузины: ведьмы могли раскачивать колыбель на расстоянии или как-то иначе вредить ребенку.  А выпороть ребенка розгой из бузины значило остановить его рост. Вместе с тем, хотя бузину использовали ведьмы, она же служила средством против их козней. В Англии с этой целью высушенную и истолченную сердцевину бузины давали тем, кого считали заколдованным. Считалось, кроме того,  что крещенный человек, смазавший глаза соком бузины, сможет обрести дар ясновидения и  узнает что делают ведьмы и колдуны, где бы они ни находились. В средневековой Шотландии дома и сады защищали от ведьм, вешая на дверях и окнах ветви бузины. В Германии остриженные ногти и волосы тайно закапывали под кустом бузины, чтобы ведьмы не смогли добраться до них и с помощью магии нанести вред владельцу.

 

 

По славянским поверьям бузина существует от начала мира, что вполне согласуется как с наименованиями этого растения в других индоевропейских языках, так и с представлением о том, что бузина являлась обиталищем Старейшей Матери.  Для излечения лихорадки славяне пригибали к земле три побега бузины и придавливали их камнями. Больной трижды проползал под этой аркой, а затем срубал побеги со словами: «С тремя побегами вырубаю болезнь».  С аналогичной целью баварцы втыкали в землю бузинную ветвь, перенося лихорадку на нее. Считалось, что тот, кто вытаскивал ее из земли, мог заразиться болезнью. В русской традиции трости из бузины приписывалось волшебное свойство оберегать и защищать путника от опасных зверей и злых людей. Такая трость должна была быть вырезана накануне праздника «Всех  святых» и выдолблена с нижнего конца. В эту пустоту следовало положить измельченные в порошок «волчьи глаза, языки от трех зеленых ящериц, сердце собаки и три ласточкиных сердца». К этой смеси надо было добавить порошок железняка и все это прикрыть железным набалдашником.

Польское предание говорит о том, что первый  бес поселился в огромной яме и посадил сверху бузину, чтобы она охраняла  его. Такое же представление бытовало и у украинцев, добавлявших, что нельзя выкапывать куст с корнями, потому что это будет раздражать черта, живущего под ними. В Западной Украине верили в обитавших в ветвях бузины лесных духов, в превращение упыря в куст бузины. Украинцы запрещали делать из бузины детские игрушки, иначе y детей болела бы голова. Сеpбы считали ее местом обитания вил, и у всех западных славян существовал запрет сжигать бузину, спать под ней, мочиться под нее, и даже влезать на куст. На Балканах ветки бузины (наряду с другими растениями) применялись в обрядах вызывания дождя. Ими украшали с ног до головы додолу, пеперуду, куклу Геpмана, а по завершении обряда сбрасывали  ветки в воду.

Несмотря на то, что бузина была опасным растением для человека, ей же приписывалась и роль оберега от удара молнии. Считалось, что в спрятавшегося под куст бузины человека никогда не ударит молния. Это суеверие возникло вследствие легенды о том, что «из бузины был сделан крест, на котором распяли  Христа», поэтому у некоторых христианских авторов она называлась древом распятия. По другому представлению  «на бузине повесился предатель Иуда», отчего ее листья и ягоды и издают трупной запах. Этими же верованиями объяснялся запрет на использование бузины в бытовых целях.   В отличие от английских поверий, бузина в русской народной традиции не связывается с христианскими сюжетами. Согласно русским легендам крест, на котором распяли Христа, был сделан из кипариса, а Иуда повесился на осине.

Любопытное представление о соотнесенности бузины со смертью, объясняющее  причину  смертности самого человека, содержится в мифе индейцев цимшиан, по которому творец Ворон совокупляется поочередно с женщиной-Камнем и с женщиной-Бузиной. Люди подвержены смерти по той причине, что первой родила Бузина, а если бы первой родила женщина-Камень, люди были бы покрыты твердой чешуей и не умирали.

Бузину одно время использовали для лечения ряда болезней, в том числе ангины, припадков, рожистых воспалений, ревматизма для выведения бородавок, против укусов гадюк и бешеных собак. Бузина считалась также эффективным средством от эпилепсии. С этой целью в Ирландии разламывали прут бузины на девять частей и вешали, как бусы на шею больному. Такое «ожерелье»  должно было помочь при условии, что никогда не коснется земли: если его роняли, сила его пропадала, и оно подлежало замене на новое. Листья бузины, собранные в канун Первого мая, прикладывали к ранам. Коневоды в семнадцатом веке лечили лошадей, которые не могли мочиться, тем, что нежно похлестывали их бузинным прутом и подвязывали под брюхо листья бузины.

Использованные материалы:

  1. Кристина Хоул, Энциклопедия примет и суеверий;
  2. Филиппа Уэринг, Популярный словарь примет и знамений:
  3. Энциклопедия суеверий;
  4. Ю.Е. Березкин, До или после Завета? «Оплеванное творение» и сопутствующие мифологические мотивы в Евразии.

Реклама

Книги