МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Виноград. Часть 10

Виноград в мифологииВ Аттике виноград, в качестве фруктового плода, возможно, был известен, но культуры виноградарства не существовало до  тех пор, пока в Элевсин, не прибыли Деметра с Дионисом.  Деметру радушно принял Келей, а Дионису оказал гостеприимство Икарий, за что и получил от бога в дар виноградную лозу. Икарий стал первым виноделом, но пал жертвой своего же продукта.

Миф гласит, что Икарий угостил своим вином пастухов, а те, опьянев, решили, что он их околдовал и убили винодела. Свидетелем убийства и погребения Икария под сосной была его собака Мера, которая и привела к могиле дочь Икария  Эригону. Девушка в отчаянии повесилась на этой же сосне, помолившись богам о том, чтобы все афинские девушки разделили с ней эту участь пока Икарий будет оставаться неотомщенным.

Вскоре молодых афинянок стали находить одну за другой повесившимися на сосне. Дельфийский оракул сказал, что Эригона требует жизни тех пастухов, которые убили ее отца. Виновных нашли и предали смерти, учредив праздник вина с жертвенными возлияниями в честь Иакрия и Эригоны. «Девушки во время этого праздника перекидывали через ветви веревки и крепили к ним небольшие дощечки. Так были изобретены качели. С ветвей также свисали маски, которые вращались на ветру. Образ собаки Меры был помещен среди звезд, и она стала звездой Малый Пес. Поэтому некоторые отождествляют Икария с Боотом, а Эригону – с созвездием Девы».

 

 

Имя Эригона означает "плодовитая". Смысл этого мифа заключался в том, что с восходом звезды Малого Пса марафонские пастухи ежегодно приносили кого-нибудь в жертву богине Эригоне. История с повесившимися девушками была отражением представления, по которому урожайность связывалась с развешиванием кукол – воплощений богини плодородия - по деревьям.  Такую же роль играли и маски Диониса, развешиваемые в виноградниках. Считалось, что урожай винограда будет лучше в той стороне, куда повернута маска.

Праздник качелей, связанный с мифом об Икарие, отмечавшийся в деревнях Аттики, назывался Айора. «Это было деревенское гулянье. Юноши скакали на мехах с вином и качали девушек на качелях. Этот обычный для сельских праздников обряд, наверное, можно трактовать как магию плодородия».  Возможно, обычай этот был занесен в Аттику с Крита, «поскольку терракотовая статуэтка, найденная в Агиа-Троаде, изображает девушку, качающуюся меж двух деревьев, на которых сидит по птице». Первоначально качание девушек на качелях во время праздника вина имело магический смысл, и было связано либо с плодородием, либо «полукруг полета качелей символизировал восхождение и закат новой луны».

С виноградниками были связаны такие любопытные обычаи, как обегание виноградника в противоположных направлениях двумя мужчинами, каждый из которых держал  сочащуюся кровью половину разрубленной тушки петуха. Такое обегание выполнялось с целью предотвращения разрушения виноградника ветрами. В г. Флиунте, по сообщению Павсания, на площади была установлена медная статуя козы  для отвращения порчи виноградников при восхождении созвездия «Козы».  Злодея Силея,  «заставлявшего всех путников вскапывать его виноградник», Геракл убил и выкорчевал его виноградные лозы.

 

Использованные материалы:

  1. Р. Грейвс. Мифы Древней Греции
  2. Мартин Нильссон. Греческая народная религия;
  3. Павсаний. Описание Эллады, кн.II;
  4. Аполлодор. Мифологическая библиотека.  
 

Реклама

Книги