МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Гранат. Часть 2

ГранатГранат – символ плодородия и изобилия был атрибутом богинь-матерей и покровительниц деторождения. Римляне называли гранат «пуническим яблоком», считалось, что лучшие гранаты растут в Карфагене. После падения Карфагена ливийские племена продолжали почитать пунических богов. 

На одной из стел времени Римской империи, рельеф, выполненный в пунической манере, изображает наверху бога с молниями в руках, ниже две розетки, символизирующие утреннюю и вечернюю звезду, солнце в виде человеческого лица с лучами, и  полумесяц, увенчивающий антропоморфный «знак Тиннит», богини-девы и покровительницы деторождения. Руки Тиннит держат рог изобилия с виноградной гроздью и плод граната. Ниже  изображены фигуры людей и птиц, а в самом низу – фронтон храма, внутри которого изображена голова.

Культ древней пеласгийской богини деторождения Эйлифии был известен в Эгеиде задолго до Гомера. На Крите по археологическим свидетельствам  ей поклонялись в пещере Айос Теодорос, находившейся вблизи гавани Кносса. Функции эгейской Эйлифии сохранились и у этрусской Эйлифии: "Обнаружена статуэтка женщины с тремя буллами на шее и плодом граната в левой руке, на ней надпись: "Я статуэтка матери Эйлифии".

 

 

В Греции известны изображения богини в виде молодой женщины с закутанной в плащ головою, но с обнаженными руками, держащей факел. Описывая храм Эйлифии и ее статую в Ахайе, Павсаний поясняет: «Можно представить себе, что Илития потому изображается с факелами, что для женщин муки при родах подобны огню. Эти факелы могут иметь еще и тот смысл, что Илития – это та, которая выводит детей на свет."

М. Нильсон «рассматривал Эйлифию как божество, которое дало название Элевсинским мистериям с их культом земли и плодородия. После расшифровки микенской письменности это предположение подтвердилось, и, кроме того, стали ясны отношения Эйлифии как богини плодородия с Посейдоном, как владыкой земли. Превращение Посейдона в бога морей изменило функции и Эйлифии, которая стала морским божеством и получила имя Левкофея».

Страбон (V 2,8) перечисляя достопримечательности тирренского побережья Италии, сообщает о храме Эйлифии в городе Пирги: «В Пиргах есть святилище Илифии, основанное пеласгами, которое некогда было богатым. Дионисий, тиран сицилийцев, разграбил его во время своего похода на Кирн». В пиргских надписях богиня Эйлифия не упоминается, однако «в храмах этого портового города в V и. до н. э., - пишет. А.И Немировский, -  почиталась Уни, отождествляемая с финикийской Астартой. ...Эйлифия, видимо, первоначальное пеласгийское имя богини, которая впоследствии стала известна как Уни».  Изменение имен богини свидетельствует как о многообразии функций, выполняемых богиней, так и о происходивших в регионе ее почитания этнических процессах: «Пеласги называли ее Эйлифией, греки – Левкофеей, этруски – Эйлифией и Уни, римляне – Юноной».

Использованные материалы:

  1. Циркин Ю. Карфаген и его культура;
  2. Павсаний. Описание Эллады, кн. II;
  3. И. Немировский. Этруски. От мифа к истории.

 

Реклама

Книги