Цветущий боярышникВ древности день 1 мая был, по-видимому, языческим праздником, именно поэтому в странах Европы широко бытовали поверья о том, что многие растения приобретают в этот день особые магические свойства. Особенно возрастала,  как полагали, целебная сила боярышника, клевера, ландыша.  Молодежный обычай, имевший место во многих европейских странах, выходить ночью в леса «собирать май» (как говорили в Англии) предполагал не только сбор цветов, зеленых ветвей, которыми украшали дома, но и свободу общения полов». Возможно, по этой причине в народной европейской мифологии  с боярышником связывают чудесное зачатие.

У греков сохранилась связь цветов боярышника со свадьбами: ветви боярышника сжигали на алтаре во время бракосочетания, а на невестах в Афинах были надеты венки из цветущих ветвей боярышника. Венок из белых цветов боярышника на голове молодой девушки был символом ее чистоты. Поскольку боярышник цветет в мае, постольку и пора свадеб когда-то должна была приходиться на этот месяц. Однако одно из  древнейших свадебных суеверий гласит, что брак, заключенный в мае, будет несчастным. Об этом даже были сложены поговорки: «В мае жениться – детей хоронить» и «Между жатвой и покосом жениться – со здоровьем проститься».

Май считался неудачным месяцем для свадеб еще во времена Овидия. Вот, что он писал в своей поэме «Фасты»: «И ни вдове в эти дни, / ни девице праздновать свадьбу/ Не подобает никак: / долгим не будет их век, / Вот почему я скажу, / если пословицам веришь, / В мае, народ говорит, замуж идти не к добру».  Возможно, это суеверие возникло от того, что в мае праздновались лемурии в память о душах умерших, не находящих себе покоя.

 

Однако в Греции и Риме боярышник использовался не только в качестве свадебного цветка: этот цветок считался   священным цветком Гекаты - богини луны, магии и чародейства, Флоры - богини цветения и цветов и Майи - богини плодородной земли. Римляне клали листья боярышника в колыбели, чтобы отвадить злых духов.

Боярышник признавался также как место  встречи богов и волшебниц. Повсеместно его колючие ветви  считались оберегом от молний и нечистой силы, преграждая путь в дом ведьмам, привидениям и злым духам.  К примеру, в бурятской традиции, злые духи, похитившие душу больного, больше всего боялись колючих ветвей шиповника и боярышника.

Такое же свойство приписывалось всем деревьям с колючими ветвями. На кухнях многих домов в графстве Херефордшир «часто висели сплетенные из веток боярышника шары, которые, вероятно, были, кроме всего прочего, и амулетами от пожара.  Их плели очень рано утром Нового года и оставляли висеть до следующего Нового года. Тогда их часов в пять утра снимали и устраивали так называемое «сжигание куста». Пока женское население дома было занято плетением нового шара, мужчины уносили старый на поле, поджигали его и проносили, объятый пламенем, над межами».

Ветви и цветы боярышника использовались юными девушками для гадания о замужестве. К примеру в Норфолке надо было в полном молчании принести в дом собранные ранним утром первого мая цветы боярышника. Если девушка, неся их заговорит, она в этом году не выйдет замуж. В некоторых графствах практиковали такое гадание на жениха: "девушка в канун Первого мая вывешивала цветущую ветвь боярышника на сигнальном столбе у перекрестка четырех дорог и оставляла на ночь. Утром она смотрела, в какую сторону ветку сдул ветер – оттуда придет и будущий жених. Если же ветер и вовсе сбросит ветвь со столба, она не выйдет замуж никогда".

Использованные материалы:

  1. Календарные обычаи в странах зарубежной Европы;
  2. Р. Грейвс. Мифы Древней Греции;
  3. Энциклопедия суеверий;
  4. Мифы народов мира, т. II;
  5. Кристина Хоул. Энциклопедия примет и суеверий.