Рыбы

Рыбы в мифологии

Рыба: греческая мифология

Афродита, богиня любви, вышедшая из морской раковины на берег Кипра,  была по происхождению морской богиней,  власть которой распространялась на  море, землю и небо, зверей, птиц, рыб, людей и богов. При раскопках в Анапе были найдены терракотовые статуэтки Афродиты с зайцем, дельфином, голубем или яблоком. Там же был обнаружен и небольшой бронзовый бюст Афродиты со стилизованными рогами в виде полумесяца, обращенного вверх и тремя перьями мудрости. Заяц, дельфин и голубь – это маркеры трехчленного мира: неба (голубь), земли (заяц) и преисподней (дельфин)  и трех стихий – воздуха, земли и воды. Во многих древних религиях  рыбы связывались с богинями любви и плодородия. Греческая богиня любви и плодородия, земного и человеческого,  была рождена Матерью Водой, одним из образов которой была Рыба. Неудивительно, что в истории с Тифоном Афродита оборачивается именно рыбой. Древние греки почитали рыб священными и воздерживались их есть, полагая, что «тени мертвых снова могут стать людьми, если они войдут в бобы, орехи или рыбу, которые будут съедены их будущими матерями».

Рыба: индейцев Южной и Центральной Америки мифология

В мифах бразильского племени тупари о происхождении людей их вылавливают из воды, где они плавали в виде рыб. У санема только женщин  вылавливают в реке, а мужчин вырезают из дерева;  у муисков считается, что мужчины вылеплены из глины, а женщины вырезаны из стеблей тростника.

В мифологии сапотеков, проживающих в Мексике, начало всем вещам дала божественная пара  Косаана,  соотносящийся с солнцем и небом, и Уичаана, соотносящаяся с водой и землей. Уичаана  дала жизнь человеку и рыбам.

Рыба: индейцев Северной Америки мифология

В мифологических представлениях индейцев нутка, населяющих остров Ванкувер, опорой мира служит кит, лежащий на дне моря.

В мифах  алгонкинов о культурном герое Манабозо,  родившимся от смертной женщины и западного ветра, описываются все его героические поступки. В их числе главные: похищение для людей огня у солнца, победа, одержанная над Великим Китом и спасение людей  от всемирного потопа. Манабозо  приписывается создание разнообразных ремесел и искусств, в частности пиктографического письма оджибве. В борьбе со злыми духами он одержал победу, за что был посвящен в тайны знахарских заклинаний, которые он затем передал людям, основав шаманское общество Мидевивин. Совершив все подвиги, он  уединился на далеком островке на востоке, где поселился со своей бабкой Нокомис.

Рыба: шумеро-аккадская и ассирийская мифология

В шумерских мифах мудрость и источник знаний ассоциируются с водами и тем существом, которое в  образе Рыбы с человеческой головой дало людям знания. Вот как доносит до нас это событие  жрец бога Бела Берос: "Однажды из Эритрейского моря, там, где оно граничит с Вавилонией, явился зверь, одаренный разумом, по имени Оанн. Все тело у зверя того было рыбье, только под рыбьей головой у него была другая, человеческая, речь его также была человеческая. И изображение его сохранилось поныне. Это существо, бывало, проводило весь день среди людей, не принимая никакой пищи, преподавая им понятия о грамотности, науках и всяких искусствах. Оанн научил людей строить города и возводить храмы, вводить законы и мерить землю, показал им, как сеять зерно и собирать хлеб, – словом, научил их всему, что смягчает нравы, так что с тех пор никто ничего превосходного уже не изобрел. А когда солнце заходило, этот удивительный Оанн погружался опять в море и проводил ночи в пучине, ибо там был его дом. Он написал книгу о начале мира и о том, как он возник, и вручил ее людям". 

Рыба: народов Океании мифология.

Происхождение рыб у меланезийцев  из Новой Британии связывается с  перволюдьми, братьями-близнецами То Кабинана и То Карвуву, созданными "тем, кто сначала был там". То Кабинана известен своими полезными делами. Создав двух прекрасных  женщин из сброшенных  на землю  двух незрелых кокосов, он совершает следующий полезный поступок:  вырезает из дерева рыбу Тум и бросает  ее в океан с магической целью - чтобы в нем всегда водилась рыба.  И рыба Тум приводит к побережью рыбу Маливаран. То Кабинана с легкостью поймал их прямо с берега, вызвав восхищение у своего брата То Карвуву, тоже пожелавшего научиться такому способу рыбной ловли. То Кабинана научил его, но То Карвуву вырезал из дерева акулу, и эта акула съела рыбу Маливаран вместо того, чтобы привести ее к берегу. Плачущий То Карвуву пришел к своему брату и признался в том, что сделанная им рыба оказалась акулой и  не приносит никакой пользы, а только поедает всех рыб. То Кабинана рассердился на брата, сказав, что отныне все их смертные потомки обречены на страдание, потому что рыба, созданная То Карвуву будет съедать и рыб, и людей.

Рыба: кавказских народов мифология

Почитание божества в образе рыбы зафиксировано в той или иной форме у народов, населяющих Кавказ и Закавказье. В армянском искусстве известны рыбообразные каменные фигуры под названием "вишапы". Академик Б.А. Тураев считает, что они относятся к "области урартийской культуры и религии".  О том, же пишет и М. Римшнейдер: "Официальный государственный культ сопровождался там [в Урарту - ред.] (конечно, втайне) поклонением рыбообразным фигуркам, очевидно изображавшим бога. Восходят они к натуралистическим изображениям богов, характерным для Передней Азии. В Урарту их использовали, очевидно, в колдовских целях".

Рыба: народов Юго-Восточной Азии мифология

Во вьето-мыонгской мифологии существовало представление об Онг Тао, духе земли и домашнего очага. В межсезонье он улетает на небо,  и природа в это время отдыхает. Под новый год по лунному календарю совершался ритуал возведения шеста кэйнеу, к которому на обруче прикреплялись вырезанные фигурки рыб – карпов, превращающихся в драконов уносящих Онг Тао на небеса. Вероятно, это вьетский вар. умирающего и воскресающего божества плодородия. В варианте мифа имя духа домашнего очага, объединявшегося с божеством земли Тао Куэном, было Тхэн Беп. Накануне нового года по лунному календарю он улетал на карпе, превращавшимся в дракона, на небо, к верховному божеству Нгаук Хоангу и докладывал о делах дома, в котором обитал.

Рыба: тибето-бирманская мифология

Для  пригималайской и восточной зон Тибета характерно представление о земле, как о материке, плавающем в океане на спине огромной рыбы или черепахи и придавленным для большей устойчивости горой, осью вселенной. У лепча – это гора Канченджунга, у основания которой находится змей Бегша. В Кхаме, который, по преданию, находится над головой рыбы, часто случаются землетрясения, которые объясняются тем, что  рыба, устав держать землю,  вертит головой.

Рыба: народов Восточной Азии мифология

В древнекитайской мифологии известен образ гигантской рыбы, превращающейся в гигантскую же птицу. Это гигантская птица Пэн, крылья которой напоминают нависшие тучи. В книге философа 4 в. до н. э. Чжуан-цзы, где впервые упоминается птица Пэн, говорится, что некая гигантская рыба кунь (кит?) превращается в птицу и так получается Пэн, которая летит в некую местность Наньмин ("южный мрак"), т. е. Небесный пруд. Во время ее полета волны в океане вздымаются на 3 тысячи ли. Из другого древнего мифа мы узнаем еще более интересные подробности, на этот раз о расположенном на крайнем севере океане Минхай: в нем обитает фантастических размеров рыба Гунь, «шириной в несколько тысяч ли, а сколько ли она длиною — неведомо»; Гунь обладает способностью оборачиваться  столь же гигантской птицей Феникс. Превращение рыбы в птицу — не просто прихоть мифологической фантазии. Дело в том, что, по космологическим воззрениям древних китайцев, на севере небеса тесно прижаты к земле и там земной океан незаметно переходит в небесный: не случайно другое название Минхай — Небесный водоем». Существовало также архаичное представление о еще одной чудовищной рыбе - беюй,  которую называли рыбой-черепахой или однорогой рыбой-драконом. У рыбы беюй четыре лапы, жила она в море, но могла выходить на сушу. Ей ничего не стоило проглотить лодку. Спину и живот беюя покрывали острые шипы. Как только рыба появлялась на поверхности, начинал дуть ветер и поднимались волны. Иногда беюя называли линъюй, или холм-рыба, и говорили, что у него тело рыбы, а голова, руки и ноги — человеческие.

Рыба: африканских народов мифология

По представлениям туарегов Нигера луна, олицетворяющая мужское начало, состоит в браке с солнцем, символизирующим женское начало. У супругов есть общий враг - большая рыба Эль Хут, которая пытается их проглотить, и особенно луну. Затмения происходят при нападении большой рыбы на луну. Для того, чтобы напугать ее, женщины хватают все, что может произвести шум: там-тамы, тамбурины, котелки, старые бидоны, а вооруженные ружьями мужчины стреляют в воздух, и все кричат во все горло: «Боже, верни нам луну!».

Страница 2 из 3