Во вьето-мыонгской мифологии существовало представление об Онг Тао, духе земли и домашнего очага. В межсезонье он улетает на небо,  и природа в это время отдыхает. Под новый год по лунному календарю совершался ритуал возведения шеста кэйнеу, к которому на обруче прикреплялись вырезанные фигурки рыб – карпов, превращающихся в драконов уносящих Онг Тао на небеса. Вероятно, это вьетский вар. умирающего и воскресающего божества плодородия. В варианте мифа имя духа домашнего очага, объединявшегося с божеством земли Тао Куэном, было Тхэн Беп. Накануне нового года по лунному календарю он улетал на карпе, превращавшимся в дракона, на небо, к верховному божеству Нгаук Хоангу и докладывал о делах дома, в котором обитал.

 

Камбоджийский миф повествует о том, как некогда  карп, "священная рыба", заметив, что народ бих обленился и стал забывать о жертвоприношениях, решил провести соревнования среди племен. Он созвал все племена: раде, мнонгов, джараев и  рассказал им, что у него есть золотой меч в глубине вод Кронг Апа, на берегах которой живут бих. "Солнце было согласно с карпом, и когда все племена собрались, то увидели, что карп не обманул.  Блестящий меч сиял в воде. Это был один из золотых лучей, который солнце вынуло из своей короны и бросило в воду. Все стали нырять, за исключением бих, которые из-за своей лени  говорили, что это лишь отражение звезды на блестящем камне. Джараи вышли победителями из этого испытания и вернулись к себе, обладая чудесным мечом". Тогда потрясенные Бих объявили им войну, которая длилась много лет. "Лес захватил все земли. Рыбы, заинтересовавшись всем этим, решили посмотреть, что же происходит. Для этого они приказали реке выйти из берегов. Река вышла и всю страну обратила в болото". С тех пор бих живут в своих болотах. Цикл мифов о священном оружии очень распространен у народов всего Индокитая. Любопытная связь карпов с кусками железа выступает в легенде о первом правителе Чампы. Пойманные им два карпа превратились в два куска железа, из которых он выкован два меча. С мечом будущий правитель подошел к скале и загадал, что станет королем, если камень расколется от удара мечом. Камень раскололся и его желание исполнилось.

Для жителей Индонезии рыболовство является основным занятием. По этой причине широко распространена вера в многочисленных богов и духов, населяющих моря, озера и реки. Каждый народ Индонезии имеет свои названия для богов и духов водной стихии. Некоторые представления, связанные с водами и их обитателями имеют отчетливый тотемистический характер. Так, одна из народностей о-ва Буру считает своим предком акулу. Многие племена даяков Калимантана почитают в качестве своего предка крокодила. Папуасы района Дорей (о. Нумфор)  считают своими предками рыб, крокодилов и змей и вырезают изображения этих животных на сваях специальной культовой постройки, посвященной предкам. Вероятно, тотемистический характер имеют  изображения рыб и на надгробных камнях.

У тораджей Калимантана почитаются добрые духи, живущие в воде, - "торандоне". Они имеют антропоморфный облик, но с сильно выступающим ртом (рыбье рыло); иногда они имеют облик женщины.  В отличие от них духи "имбу", населяющие самые опасные места в реках и озерах, имеют облик змей.  Считалось, что видеть во сне рыбную ловлю – плохая примета: жди скорой смерти кого-либо из близких – брата, сестры.Тораджи, живущие у озера Посо, причиной плохих уловов считают недовольство духов озера. Примечательно, что после ритуального жертвоприношения, они отправляются на могилы предков, чтобы привести их в порядок, ибо предки также считаются хозяевами озера.  Восточные тораджи считают, что при отправлении на рыбную ловлю нельзя произносить названия некоторых рыб, их нужно заменять иносказательными. У западных тораджей для выяснения истины между спорящими проводился обряд  под названием "рыба под камнем" (махома вату). Для разрешения спора шли к реке, где под камнями обычно прячутся рыбы, раки или хотя бы лягушки.  Если под выбранным камнем обнаруживалась живность, особенно рыба, подозреваемый получал компенсацию в виде свиньи или буйвола от обвинителя, в противном случае он платил сам.

На южном побережье Явы  злого духа Кьяи Белоронге представляют с головой человека, но телом рыбы со множеством рук и ног. У даяков Северного Калимантана главным божеством является  Ила Гемиланг - морское божество, изображаемое в грубой антропоморфной форме, но покрытое рыбьей чешуей.  Некоторые народы Индонезии считали, что души умерших вселяются в рыб и других обитателей вод и даже в изображении рыбы может находиться душа человека.  Вселившиеся в рыб души через некоторое время становятся безымянными душами предков и могут оказывать помощь своим соплеменникам или, напротив, помешать лову рыб и даже навлечь гибель.

Рыба нередко считалась талисманом. Жители Молукки почитали морского конька. В Баньюмасе (Центральная Ява) раньше носили на поясе высушенную рыбу тангку (очень редкую и дорогую), так как считалось, что она усиливает потенцию. На Яве существует поверье, что сунды, живущие в западной гористой области Явы и на южном побережье,  потому физически крепче и жизнерадостнее яванцев (а женщины - красивее), что употребляют в пищу золотых рыбок.

С миром рыб были связаны и некоторые космологические представления. Так, в  представлениях  минангкабау, населяющих о. Суматру,  земля является плоским диском, покоящимся на буйволе, который стоит на яйце, яйцо же носит рыба, плавающая в каменном сосуде. Соотнесенность буйвола вместе с рыбой к нижней сфере мироздания, вероятно, имеет тотемистическое объяснение: название народа минангкабау ("уранг паданг") означает "побеждающий буйвол". У жителей индонезийского города Амбона распространена легенда, согласно которой, звезды, падающие в море, превращаются в рыб.

В малайской мифологии земля покоится или на спине рыбы нун, или на спине черепахи. Однако есть вариант, в котором земля расположена на роге буйвола, стоящего посреди океана. Когда буйвол устает, он перебрасывает ее с одного рога на другой, что и вызывает периодические землетрясения.

 

 

Использованные материалы:

  1. Мифы народов мира, т. I;
  2. Ю. В. Маретин, В. Г. Трисман. Пережитки ранних форм религии у индонезийских рыболовов// Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии;
  3. Я.В. Чеснов. Миф о мече и начало государственности в Восточном Индокитае//Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии;
  4. Календарные обычаи и обряды народов Юго-Восточной Азии. Годовой цикл.