Воплощением умирающей и воскресающей растительности на Востоке было божество, имеющее много различных имен, но неизменное по своей природе. Известный по греческому мифу культ Адониса, был позаимствован греками у семитских народностей Вавилона и Сирии. Настоящим именем божества было Таммуз. Верующие,  соблюдая древний обычай, запрещающий произносить имя божества, именовали его adon («господин», «господь»). В этой форме имя божества перешло в греческий миф об умирающем и воскресающем божестве растительности Адонисе.

Прежде чем превратиться в пастуха Думмузи, Таммуз был воплощением нуминозной силы растений, живительным соком, «дремлющим» в тростниках и деревьях на протяжении сухого сезона и «просыпающимся» с подъемом воды в реках.

 

Временами к нему обращались как к ребенку, временами – как к юноше. Это Даму, сын матери-Кедра. Ритуал начинался с погребальных плачей, исполнявшихся у священного кедрового дерева, произраставшего на огороженном участке храма Эанна в Уруке.

В тексте под названием «В степи ранних трав», посвященном Даму, наиболее отчетливо проступает его связь с деревьями и растительностью. Даму отождествляется с тамариском, которому «не суждено пить воду на своем месте в саду», вершина которого «не зазеленела в долине», с тополем, вырванным с корнем, с лозой, которой тоже не суждено пить воду в саду...

Далее в тексте идет рассказ о том страшном дне, когда за Даму явились посланцы из подземного мира. Мать Даму проклинает  ночь, "которая должна была преградить путь тому дню, когда наглые посланцы предо мной предстали". Она начинает искать своего сына, переходя от одних зарослей тростника к  другим, но нигде не может его найти и никто не знает, где он находится.  Наконец, ей становится понятно, что ее сына нет ни на земле, ни на небе; он находится в подземном царстве.

В поисках Даму принимает участие и его сестра.  По дороге сестра с матерью Даму делают остановки, смысл которых неясен. Однако «в некоторых литаниях перечисляются могилы, в которых покоятся Даму и его различные проявления, среди которых – все умершие цари Третьей династии Ура и позднейших династий». Начиная с Ур-Намму, первого царя Третьей династии, все последующие были ритуальными ипостасями бога и продолжали оставаться его воплощением после смерти.

Использованные материалы:

  1. Мифологический словарь;
  2. Торкильд Якобсен. Сокровища тьмы. История месопотамской религии.