Имя сестры Даму-Таммуза-Думузи - Гештианна, которая вместе с матерью, разыскивает брата, буквально означает "покрытая листвой виноградная лоза", а ее эпитет – "Amamutinna" (на женском языке эме-саль) значит "корневище виноградной лозы». Имя матери обоих богов растительности не называется, но известно, что ее воплощением служит священный кедр (шумер. «eren».), считавшийся священным деревом жизни. В плаче о потерянном сыне она называет кедр местом его рождения, а в одной из версий текста о поисках Даму, обращаясь к няне сына, отождествляет части своего тела с могучими деревьями: "Бока мои – кедр, грудь моя – кипарис, / О няня, члены мои – сочный кедр, / сочный кедр из (гор) Хашхура / черное дерево (острова) Тельмун».
Примечательно, что в страну мертвых добирается именно Виноградная лоза. В мифе о пастухе Думузи, выданном своей супругой Инанной гонцам подземного мира вместо себя, опять же Гештианна находит и спасает брата от участи остаться навечно в «стране без возврата». Т. Якобсон делает вывод, что первоначально это был отдельный миф, связанный с истолкованием временного разрыва между сбором урожая зерна и сбором винограда.
Из ячменя варили пиво, из виноградных гроздьев давили вино. Два опьяняющих напитка – пиво и вино представлялись состоящими в родстве, подобно брату (Думузи) и сестре (Гештианна). Зерно убирали весной, позднее варили из него пиво и помещали на хранение. Виноград же собирали осенью и тогда же давили из него вино. Оба божества «умирали» во время сбора урожая, трансформируясь в опьяняющий напиток, который хранился под землей. Однако с божеством зерна было связано первое полугодие года, а с божеством вина - второе.
«Когда Думузи пива исчезает под землей весной или в начале лета, его сестра, богиня вина, безутешно ищет его до тех пор, пока, с наступлением осени, сама не спускается под землю и не находит его в подземном мире». Их судьба определена Инанной: они будут вечно сменять друг друга в подземном царстве.
В самом Шумере виноград не рос, однако лоза вилась по склонам соседних гор. Имя "Нин-Гештианна" означало "Госпожа - лоза небес", а в шумерском городе Лагаше была известна богиня Амагештине(букв. «матушка виноградная лоза»), которая представлялась супругой Нингишзиды. Возможно, история о Думузи- ячменном зерне, из которого изготовлялось пиво, имела южное происхождение, а на севере Думузи представлялся пастухом. Кедр, представлявшийся воплощением богини-Матери, тоже претерпел изменение - стал фаллическим символом в цикле мифов об Инанне и Думузи: " От лона царя встает поднимающийся кедр, / Травы вокруг него поднимаются высоко, / Хлеба вокруг него поднимаются высоко, / … сады расцветают пышно с ним рядом".
Использованные материалы:
- Торкильд Якобсен. Сокровища тьмы. История месопотамской религии;
- И.М. Дьяконов. Люди города Ура.