К концу сочинения исчезают упоминания о матери Даму, остается только его сестра Гештианна, которая ищет брата, следуя по берегу русла высохшей реки, приводящему ее в подземное царство. Окликнув брата, она предлагает ему «утолить голод и жажду едой и питьем, которые она припасла для него, но он не может дать ответа». Когда они достигают ворот подземного царства, Гештианне  не удается их открыть, и она вынуждена отправиться в обратный путь без брата. Даму охватывает чувство полного одиночества - заботливая сестра, ставшая ему матерью покинула его.

Третий связанный с Даму текст рассказывает о том, что  мертвого Даму ищут две сестры – старшая и младшая, и находят его в лодке, готовой отплыть в подземное царство. Одна сестра становится у кормы, вторая – у носа лодки и лодка  отплывает, несмотря на то, что Даму всячески пытается их отговорить от этого путешествия. В подземном мире Даму становится служителем его, а о судьбе сестер ничего не известно.

 

В дошедших до нашего времени текстах в основном описаны погребальные плачи. Только в одном произведении прославляется возвращение Даму в страну живущих. Самая полная из трех  версий этого текста может быть озаглавлена по начальной строке «О Владыка, Величественное Дитя, Превозносимый на небе и под землей!».  В восьмой песне текста воспевается прибытие бога, которое заканчивается просьбой к благородному богу быть милостивым к людям.

Культ Таммуза получил широкое распространение в сиро-палестинском регионе. Согласно Библии (Иезек. 8,14) женщины оплакивали Таммуза (Фаммуза - евр. Tammuwz - tam-mooz'  זומת - «побег, росток жизни») северных ворот   Иерусалимского храма: "И привел меня ко входу в ворота дома Господня, которые к северу, и вот, там сидят женщины, плачущие по Фаммузе (Иезек. 8, 14) По свидетельству арабского автора 10 в. ан-Надима, обряд, описанный в Библии, существовал у сабиев в Харране еще и в 10 в.: женщины оплакивали Таммуза, которого его владыка убил, перемолов его кости и пустив их по ветру. Во время церемонии ели сырое зерно, фрукты и овощи.

"Смерть Таммуза под пронзительную музыку флейт ежегодно оплакивалась мужчинами и женщинами приблизительно в середине лета, в месяце таммузе, названном по имени бога. «По-видимому, над изображением мертвого бога эти люди распевали погребальные песнопения, само же изображение они омывали чистой водой, смазывали маслом и облачали в красную мантию. В воздух в это время поднимались пары фимиама, чтобы острый аромат взбодрил спящие чувства бога и пробудил их от смертельного сна».

Во время ритуальной церемонии, как сказано выше, ели в сыром виде только растительную пищу -  зерно, фрукты и овощи. Однако в  одном из гимнов Таммуз назван "создателем семени скота… козлом-вожаком земли". Одним из его ритуальных имен было "Пастух". Исчезновение этого бога приводило к бесплодию земли, к голоду и падежу скота.

С 3 в. до н.э. имя Адонай, заменявшее запретное имя бога, стало эквивалентoм ЯХВЕ - условного произношения священного имени, с которым Бог открылся Моисею.

Использованные материалы:

  1. Торкильд Якобсен. Сокровища тьмы. История месопотамской религии;
  2. Мифология. Большой энциклопедический словарь;
  3. Джеймс Дж. Фрезэр. Золотая ветвь.