Свадебный венок Ариадны, помещенный Дионисом среди звезд, был не единственным созвездием, с которым связывали бога вина. В созвездии Рака находится «звездная кормушка» - рассеянное звездное скопление под названием  Ясли. Две звезды этого созвездия называются Ослятами, и именно Дионис по греческому мифу поместил этих животных на небо. Ослы были его священными животными. Когда боги выступили в поход против гигантов, Дионис, Гефест и сатиры отправились верхом на ослах. Гигантов еще не было видно, но ослы учуяли их близость и заревели, а те, заслышав неведомый им дотоле рев,  устрашились и убежали. За это  ослы и сподобились такой чести.

Есть и другое предание об этих Ослах, по которому   когда Гера (Юнона) наслала на него безумие, Дионис-Либер, бежал через Теспротию к  прорицалищу Юпитера Додонского, чтобы вопросить оракул о том, как обрести прежнее состояние разума. По дороге ему встретилось болото, через которое он проехал, не замочив ног, верхом на одном из двух попавшихся ему  по пути ослов. Приехав к святилищу, Дионис тотчас избавился от сумасшествия и отблагодарил ослов, поместив их среди созвездий. «Некоторые также говорят, что Либер наделил человеческим голосом того осла, на котором он ехал.  Спустя время осел вздумал тягаться с Приапом относительно размеров детородного члена, но оказался побежденным и был им убит». Сжалившийся над ним Либер «причислил его к светилам, и чтобы все знали, что осел помогал богу, а не трусливому человеку, спасавшемуся бегством от Юноны, он поместил его на Раке».

 

Приап был сыном Диониса от Афродиты и примечательным было то, что родился он с огромными гениталиями. Атрибутом его как садовника были садовые ножницы, и изображался он  с корзинкой, наполненной плодами и цветами. Образ Приапа «возник из грубых деревянных фаллических изображений, создаваемых для дионисийских оргий». Связь сына Диониса с плодовыми деревьями и производительной силой, не вызывает удивления, ибо унаследована им от отца.

Сам Дионис был не только богом растительности, но и богом производительных сил природы.  «Афинские колонии обязаны были посылать фаллосы к Великим Дионисиям». Он появлялся весной, чтобы сделать весь год плодородным, поэтому фаллос был неотъемлемой деталью его культа. В Афины бог весны и плодородных сил природы приплывал из-за моря, поэтому он прибывал на колеснице, поставленной на корабль - carrus navalis, откуда произошло и  слово «карнавал». 

Главным действующим лицом карнавала всегда был пузатый весельчак с подчеркнуто половыми признаками. Однако  Гераклит Понтийский "особо подчеркивал, что процессии во имя Диониса и священные гимны, которые пелись в дни празднества божества плодородия детородным членам, не следует воспринимать как «бесстыдство», напоминая о том, «Дионис... тождественен с Аидом», а это означает совмещение в образе одного фаллического божества понятий ... и рождения, и смерти".

Геродот (II 49) сообщает, что эллинов познакомил с именем Диониса и  фаллическими шествиями в его честь Мелампод. "Конечно, он посвятил их не во все подробности культа Диониса и только мудрецы, прибывшие впоследствии, полнее разъяснили им [значение культа]. Впрочем, фаллос, который носят на праздничном шествии в честь Диониса, ввел уже Мелампод… Скорее всего, думается мне, Мелампод познакомился с египетским служением Дионису через тирийца Кадма и его спутников, прибывших с ним из Финикии в страну, которая теперь называется Беотия".

В римской традиции с Вакхом-Дионисом отождествлялся Либер – древний бог плодородия и оплодотворяющей силы, затем виноградарства. 17 марта ему был посвящен праздник либералий, во время которого граждане собирались на перекрестках, наряжались в маски из коры и листьев, раскачивали сделанный из цветов фаллос, совершали всякие «веселые непристойности» и пели шуточные песни. В римских провинциях он отождествлялся с туземными богами плодородия и виноградарства.

В Египте, по словам все того же Геродота (II 48, 96), накануне праздника в честь бога перед входом в дом закалывали поросенка, которого затем отдавали тому же свинопасу, который его продал. И далее: "В остальном египтяне справляют праздник в честь Диониса почти совершенно так же, как и в Элладе (за исключением хоров). Только вместо фаллосов они придумали носить другой символ – куклы-статуэтки в локоть величиной, приводимые в движение с помощью шнурков. Эти куклы с опускающимся членом женщины носят по селениям, причем этот член почти такой же величины, как и все тело куклы".

Использованные материалы:

  1. Р. Грейвс. Мифы Древней Греции;
  2. Гигин. Астрономия;
  3. В.Е. Ларичев. Мудрость змеи;