В Египте культура винограда была известна издревле. Древнеегипетский бог загробного мира Осирис считался основателем земледелия, научив людей культивировать злаки и выращивать виноградную лозу. «Тексты пирамид называют Осириса "владыкой виноградной лозы"», и виноградная гроздь являлась осирическим, а не христианским символом. Осирис всегда изображается вместе с каким-либо растением, часто - с виноградной лозой. Иногда бог увит гроздьями винограда, иногда ими увит балдахин, под которым он сидит.
При раскопках царских гробниц в Абидосе в соседних с могильной камерой-ямой помещениях были обнаружены «посуда и чаши всех видов из камня, глины и металла. Среди этой посуды стояли большие глиняные кувшины, в которых приблизительно пять тысячелетий назад было вино. ...На пробки сосудов наносились имена фараонов или знаки царских виноградников». Благодаря этим сосудам из-под вина и обелискам у входа, на которых тоже были написаны имена царей, смогли установить назначение этих перерытых, разграбленных, лишенных трупов сооружений.
Около 7-4 тыс. лет до н. э. точка летнего солнцестояния находилась в знаке Девы. Название эпсилон созвездия Девы - Виндемиатрикс означает «Виноградница». В ту эпоху Дева вместе с «Виноградницей» занимала наивысшее положение в Зодиаке. С летним солнцестоянием наступал разлив великой египетской реки, а с переходом солнца в созвездие Скорпиона, воды отступали, и обнажалась влажная земля. С этого момента в Древнем Египте начинался новый годовой цикл, и, таким образом, Скорпион выступал «исходной точкой» древнеегипетского календаря.
Символами начала древнеегипетского года выступали черепаха и виноградная лоза. Черепаха, потому что ассоциировалась с появившейся из-под вод земной твердью, а виноградная лоза была первым растением, которое выросло на увлажненной и пригретой солнцем земле. Мотив виноградной лозы, как космического символа, как символа начала новой эпохи, сохранился в истории с Ноем. «Символ виноградной лозы – дерево с семью ветвями; на египетской планисфере она помещалась в виде созвездия с корнями в водоеме на юге и с вершиной на севере. Дерево это располагается среди деканов Девы, а звезда ε Девы называется Виндемиатрикс, то есть «Виноградница», «Винодельница».
Древнеегипетская легенда об истреблении людей повествует о том, как Ра отправил свое Око – Тефнут-Хатор-Сохмет в Нубию усмирить взбунтовавшихся поданных. Богиня так увлеклась истреблением людей, что в облике богини жертвоприношений Сехмет «ночной порой бродила, повсюду увязая в их крови». Тогда Ра послал на ее поиски Тота, который нашел богиню и уговорил ее вернуться. Возвращение богини в образе Тефнут было встречено с ликованием. "В египетских календарях о празднике Тефнут говорится, что"это – день виноградной лозы и полноты Нила”». В торжественных процессиях жрецы несли «сосуды с вином, обвитые виноградными гроздьями».
Корни этого мифа восходят к «отдаленнейшим временам», когда «еще в условиях родового общества складывались в Египте сказания об уходе женского духа растительности... Радостный приход богини, приносивший изобилие и веселье стране» праздновался всем народом, сопровождался веселыми шествиями и плясками. В песнях, славящих Тефнут, «она называется, как подлинная богиня вина и изобилия, “владычицей опьянения”, а одного из ее спутников, приведших ее, согласно легенде в Египет, бога Тота, в тех же песнях величают «владыкой вина», “владыкой опьянения и радости”».
Использованные материалы:
- Н.А.Померанцева. Эстетические основы искусства Древнего Египта;
- Н.В. Мамуна. Зодиак мистерий:
- М.Э. Матье. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта;
- Эрих Церен. Библейские холмы.