Шаманское деревоУ ульчей, как и у нанайцев, пихта считалась священным деревом и была связана с их происхождением. А.Золотаревым записан ульчский миф о девушке, жившей в стволе пихты. От этой девушки и произошли ульчи. Согласно другому варианту было два дерева - пихта и кедр. В корнях пихты жила девушка, а в корнях кедра - юноша; от их брака и пошел ульчский народ. Еще один вариант жилищем девушки называет кедр, в корнях которого она жила, а жилищем юноши по имени Кондолину корни растущей рядом с кедром пихты. Парень и девушка были сестрой и братом и вступили в кровосмесительный брак - "пошли жить в кедр".

Представление о дереве, соединяющем миры подобно нанайскому конгор дягда яло туйгэ, существовало и у ульчей. Так, ульчи из рода Росубгу считали, что шаманские атрибуты были получены от этого дерева. Считалось, что у его основания находились их родовые покровители Сэмэль Ама (Чягдян Мапа) и женщина Мамари (дух-небожитель), к которым во время жертвоприношения небу попадали приносимые членами этого рода жертвы. Другие ульчи полагали, что у основания этого дерева живет небесный тигр, но большинство родов называли это дерево подохо мо и считали, что у его основания живет глава злых духов амба эдени, а растет оно на высокой сопке.

Старики говорили, что подохо мо – шаманское дерево, «из которого выходили шаманы». Первое шаманское дерево людям дал герой Хадау, и имело оно всего три сучка с яркими светлыми цветами: один сучок - чтобы молиться небесному богу Эндури, второй - чтобы ходить в загробный мир були, третий - чтобы связываться с подводным богом Тэму. Шаманы, летавшие на небо за амулетами для охотников, отдыхали на двух сучках этого дерева. На вершине дерева жила птица кори, помогавшая большому шаману ходить в загробный мир були. Об этом сказочном дереве, у которого корни — змеи, кора — жабы и ящерицы, а на ветвях висят колокольчики, поется в широко известной и ныне песне. В фольклоре сохранился и образ небесного зайца, известного по нанайскому мифу. У нанайцев существовало представление о девяти небесных деревьях потоха, растущих на четвертом небе. У их корней жили пестрые кабаны, а в ветвях - небесные зайцы, увешанные бубенчиками. В земной тайге растут его подобия и только из их древесины можно было вырезать фигурку аями, главного духа-помощника нанайского шамана.

Ульчи считали, что жизнь шамана находилась в прямой зависимости от подохо мо: упадет невидимое дерево - шаман сразу умрет. На земле символом этого дерева был высокий шаманский столб дару, туру, тури, который мог представлять собой небольшое дерево с не полностью обрубленными сучьями или толстую жердь с развилкой наверху. Во всех случаях использовались любые деревья кроме березы и осины, т. к. считалось, что духи их не любят. На вершинах столбов, на сучьях и развилках вырезали изображения пернатых духов-помощников: филина, орла, коршуна, ворона. Во время камланий шаман чаше всего ходил по разным сферам мира в образе этих птиц. Согласно верованиям других ульчей, на верхних сучках жили духи-помощники шамана и птицы, их охраняющие.

Через этот шаманский столб осуществлялась связь шамана со своими духами-помощниками. С началом камлания они слетались на столб, по окончании - через столб исчезали. Сам шаман, возвращаясь из путешествия в другие миры, садился на вершину дару, через него спускался в подземный мир кэлмэн и уже после этого попадал домой. У основания таких столбов обычно стояли изображения духов-помощников и находился небольшой невидимый дом. В него шаман временно помещал ослабевшую душу больного, отняв ее у злого духа. Тут ее караулили дух кальдёму либо дух леопарда ёнггули, которые не позволяли душе уйти и отгоняли от нее злых духов. Считалось также, что весь комплекс шаманского жертвенника всегда был окружен тремя - девятью невидимыми изгородями.


Использованные материалы:

  1. A. M. Золотарев Родовой строй и религия ульчей;
  2. А.В. Смоляк. Шаман: личность, функции, мировоззрение (народы Нижнего Амура).