МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Анемон

АнемонАнемон, известный также под названием ветреница (греч. animos - "ветер"), символизировал в Греции скорбь и смерть. Этот весенний цветок связан с культом  финикийско-сирийского божества Адониса (от финик. dn «адон», «господь», «владыка»; евр. ’adōn, «господин»), имевшего  ярко выраженные растительные функциями, связанные с периодическим умиранием и возрождением природы. Центр культа Адониса находился в Гебале (Библе).

В V в до н. э. культ Адониса распространился в материковой Греции. Греческий миф повествует о любви Афродиты к прекрасному юноше Адонису. Артемида, разгневанная тем, что Адонис отдает предпочтение Афродите, а не ей, насылает на него дикого кабана, который смертельно ранит юношу своими клыками.  Горько оплакивая смерть Адониса, Афродита превращает его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь. Юношу оплакивают хариты и мойры,  из его крови расцветают розы, а из слез Афродиты – анемоны.

 

АнемоныВ древней сиро-финикийской традиции  анемон отождествлялся с плотью растерзанного бога. Алый "anemone coronaria" зацветал в апреле, усыпая своими цветками, словно каплями крови, склоны ливанских холмов. Воды ливанской реки, одноименной божеству, в это время тоже приобретали красный цвет, что объясняется периодическим вымыванием краснозема, но это служило библянам основанием для отождествления этого явление с проливающейся кровью бога. Считалось, что весенняя пора, когда все вокруг красно от анемонов, а воды реки "окрашиваются кровью" умирающего божества, символизирует время плодоношения всей земли, оплодотворенной священной кровью Адониса.

Титул этого бога и некоторые его качества перешли в образ Иисуса Христа, которого называли "Monai", "повелитель", и поклонялись в бывшем святилище Адониса в Вифлееме. По христианским верованиям анемоны появились впервые на Голгофе в день распятия; красные пятна на лепестках обозначают кровь Христа. В первых христианских общинах трилистники анемона символизировал Троицу.

В английском языке анемон обычно называется "воздушным цветком".

 

Использованные материалы:

  1. Мифологический словарь;
  2. Овидий. Метаморфозы;
  3. Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства;
  4. Джон Фоли. Энциклопедия знаков и символов.

Реклама

Книги