МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Груша. Часть 2

Груша в мифологииУ этрусков лесная груша, как сообщает Макробий,  считалась несчастливым деревом, потому что находилась под покровительством нижних богов.

В Древнем Шумере существовала категория лекарей, именовавшихся а-зу («водознатцы»). Эти лекари занимались траволечением, но большинство лекарств изготовлялось из  груши, сливового дерева, фиг, ивы, пихты, сосны.

Груша в старину почиталась черкесами, особенно теми, кто жил на побережье, как символ Сэоссэрэса, -  великого путешественника, которому подчинялись ветры и воды. По описанию праздника в его честь, оставленному путешественником Тэбу де Мариньи в 1817 г., черкесы осенью срубали в лесу молодое грушевое дерево и обрубали все ветки. Далее, этот ствол грушевого дерева  «с большой торжественностью вносят в дом под звуки различных инструментов и радостные возгласы всех обитателей, которые поздравляют его со счастливым прибытием. Его украшают маленькими свечками и на верхушке привязывают головку сыра». Это дерево считалось покровителем стад.

 

 

По преданию Sewsərəż был человеком, который сотворил много чудес, умел ходить по морю, но возгордился, за что Бог покарал его, отняв ногу. «Ясно, что этот Sewsərəż, лишенный ноги, - пишет Ж. Дюмезиль, - тот же, что... Сосрыко, у которого Колесо отрезало ногу». В кабардинской истории рассказывается о том, что Сэусырыко был искалечен Колесом, умирая благословил волка, и еще живым был закопан нартами в землю.

В Введенском районе  республики Чечня  над южной окраиной села Махкеты возвышается горный хребет Кхуран дук, название которого по мнению А.В. Твердого образовано от слов «кхо» – «грушевый» и «ор» – частицы, употребляемой как послеслог во всех словах, произносимых во время клятвы. «Грушевое дерево у вайнахов считалось священным деревом трех гурий – трех богинь: Мялха-Язни, Дарий-Ден-Куока и Дика-Дела-Е. В древнегреческой мифологии три богини: Эйрена, Евномия и Дика – три прислужницы Зевса, назывались орами. Чеченское кхор – кхо – р, - т.е. «три оры» - выступали в древности в этом же значении».

 

Использованные материалы:

  1. А. И. Немировский. Этруски. От мифа к истории;
  2. В.Е.Емельянов. Древний Шумер. Очерки культуры;
  3. Ж. Дюмезиль. Скифы и нарты;
  4. А.В. Твердый. Топонимический словарь Кавказа.  

Реклама

Книги