Back to Top

Сайт посвящен мифологическим представлениям народов мира

Мифология

Египетская мифология: Бог Амон. Часть 1

Бог Амон в египетской мифологииБог в образе человека с головой барана был известен в качестве воплощения нескольких богов, самыми популярными из которых были два верхнеегипетских бога: Амон и Хнум.  Считается, что Амон выдвинулся на первый план, став общегосударственным богом, одновременно с превращением Фив в столицу Египта. Одним из первых свидетельств его культа  в Фивах является наличие имени Амона в теофорном имени фараона XII династии Аменемхата I, означающего «Амон во главе».  Однако  существование этого бога в ипостаси Амона-Ра засвидетельствовано гораздо раньше воцарения XII династии: в Карнаке была найдена каменная статуэтка фараона VI династии Пепи I, на спине которой была высечена надпись - «любимый Амоном-Ра, владыкой Фив».

Результатом исследований английского египтолога Уэйнрайта, посвященных происхождению культа Амона, стал вывод о том, что  он «в основе своей бог неба и грозы», воздуха и ветра, и это объясняет голубой цвет его антропоморфного изображения:  голубой  – цвет неба. «Во многих текстах Амон назван "великой душой", "сокровенной душой", "великой живой душой, что над всеми богами". Как воздух и ветер, душа невидима. Отсюда представления об Амоне как о духе, оживляющем и дающим жизнь". Само его имя означает "сокрытый", "невидимый".

Египетская мифология: бог Хнум

Бог Хнум в египетской мифологииБог Хнум (греч. Hnubis)изображался в виде человека с бараньей головой. Он считался владыкой  той территории верхнего Египта, которая прилегала к первому порогу Нила. У первого порога  был расположен остров Элефантина и там, на южной оконечности острова, возвышался храм, посвященный этому богу.  В гимнах Элефантина называется «первым из городов», или же просто «началом». На этом острове было обнаружено кладбище священных баранов. Хнум почитался как бог плодородия, демиург, слепивший на гончарном круге из глины людей, богов и их Ка (двойников). Этого бога именовали «Господин холодной воды»,  и его культ существовал не только на Элефантине, но  и в других местах Верхнего Египта: Иснехе, Шас-хетепе, Гераклеополе.  

В старом варианте мифа о сотворении мира из первозданного хаоса бог Хнум с головой барана и его супруга Хекет с головой лягушки провозглашались «первыми богами, которые были при начале, которые построили людей и сделали богов». В основе этого мифа лежит представление о происхождении «всех вод, включая океан, в мифологическом источнике Нила между скалами Первого порога». Таким образом «Хнум, как "бог-источник",  выступал всего лишь местным вариантом Нуна.  Еще в эпоху Древнего царства представление об этой паре богов было перенесено в Абидос и соединено с мифом об Осирисе. Божественная пара была помещена «у истока», «у места рождения (mes-khenet) Абидоса», что полностью трансформировало ее первоначальные функции.  Первозданная творческая природа Хнума и созидательное начало, присущее ему, стало объясняться исходя из этимологии корня «khonen» - «творить как гончар».

Египетская мифология: Бог-бык. Часть 2

Бог-бык в мифологии Древнего ЕгиптаВ одном древнем папирусе содержался «миф о том, что сначала все боги и богини были быками и коровами с шерстью разного цвета. Потом по велению верховного бога все быки воплотились в одного черного быка, а все коровы – в одну черную корову». Культ черного быка Аписа (др.-егип. hr, произносившееся Хап, Хоп) был широко развит в древней столице объединенного Египта – Мемфисе. «Слово «апис» происходит от египетского «хап» с прибавлением греческого окончания «ис». Плодородие земли в Египте, как известно, зависело от Нила, богом которого был Хапи, «что означало «из рода Хап». Это в свою очередь свидетельствует о тесном отношении священного быка Аписа с жизнетворными водами реки». При храме Птаха, покровителя города, почитался живой бык, считавшийся воплощением Аписа, живой душой бога Птаха. У этого быка на лбу и спине должны были быть белые отметины, «напоминающие крылья орла», а под языком – узел, похожий на скарабея. Согласно позднему представлению он был зачат лучом света, снизошедшего на корову. Об этом пишет Плутарх: «...он зачинается,  когда животворный свет луны нисходит на ярящуюся корову и пронизывает ее… они называют луну матерью мира и считают, что …  она зачинает и  беременеет от солнца…".(«Об Исиде и Осирисе») По этой причине египтяне «не убивали коров и не вкушали их мяса, чтобы случайно не умертвить матери будущего Аписа».

Египетская мифология: Бог-бык. Часть 1

Бог-бык в мифологии Древнего ЕгиптаУже в глубокой древности в Древнем Египте обожествляли крупный рогатый скот – быков и коров. Бог мог воплощаться в свое любимое животное, и по этой причине египтяне почитали священными определенных представителей этого вида  животных. Уже во времена I династии существовал культ мемфиского быка Аписа, не уступал ему по популярности культ гелиопольского быка Мневиса, с которым отождествлялся бык Бухис. Культ священного быка существовал в двух очень древних восточных номах Дельты: в 10-м номе поклонялись Великому Черному Быку, в 19-ом – Быку Хесебу. 12-ый ном, основанный скотоводами и земледельцами, носил название Теленок.

В дополнение ко всем своим титулам царь именовался Могучим Быком, Осирис – «Великим быком Запада», которым представлялся новый, нарождающийся лунный серп. День полнолуния в египетском иероглифическом письме изображали в виде лунного диска на стволе кипариса. В древности на ствол или столб «помещали не лунный диск, а голову рогатого животного». Слово «жертва» передавалось иероглифом, представлявшим собой голову коровы или быка. В доисторическую эпоху святилища и архитектурные сооружения Египта «были украшены рогами и черепами быков и антилоп, которые считались лунными апотропеями». 

Египетская мифология: Бастет

Богиня Бастет в египетской мифологииВ восточной части Дельты поклонялись богине-кошке Убастет, имя которой просто означало «Та, из города Убасет». Этот город под именем Бубаст (греч. Бубастис) упоминается в Книге пророка Иезекииля. Древнее святилище богини находилось также в Фивах на озере Ашеру близ Карнака. Кошки почитались египтянами как священные животные и умерших кошек мумифицировали и погребали в специально для них предназначенных некрополях. Подобные захоронения бесчисленных кошек были обнаружены в городе Бубасте и Бени-Хасане. Древнейшее захоронение кошки датируется концом XVIII династии: сохранился  кошачий гроб, сооруженный по приказу верховного жреца Мемфиса. По свидетельству Геродота египтяне сбривали брови в знак траура по случаю смерти домашней кошки и где бы ни настигала смерть это животное, кошку всегда отвозили хоронить в Бубастис. В римское время убийство кошки рассматривалось как тягчайшее преступление, и виновного ожидала смерть. В Верхнем Египте еще в XIX в. н. э.  «было распространено поверье, что в кошек вселяются духи джиннов».

Египетская мифология: Бес

Бог Бес египетской мифологииКомпаньоном, а иногда и мужем Таурт выступает бог Бес, карлик (или великан), уродливый душитель змей в тиаре из перьев или листьев, которого в ранний период тоже помешали среди звезд, идентифицируя как созвездие Змееносца. Имя этого бога произошло от слова беса, обозначающим одну из крупных кошек, Cynaelurusguttatis. Шкура этого животного составляла его одеяние и «вполне возможно, что его называли по имени животного, в которое он, согласно представлениям египтян, иногда воплощался».

С этим божеством была связана богатая мифология, но поскольку она большей частью существовала в устной традиции, до нас дошли только отрывки историй, посвященных Бесу. Во всех сценах,  изображающих Беса, он присутствует при рождении царя или бога солнца.  Одно из древнейших изображений бога Беса найдено на барельефе храма, построенного царицей Хатшепсут около 1600 г. до н. э.  Оно представляет  Беса в сцене, имеющей отношение к рождению основательницы храма. Фигура Беса изображается во всех домах рождения египетских храмов, он всегда присутствует при рождении царя или бога солнца. «Его также изображают держащим на левой руке Гарпократа, молодого бога солнца, и дающим ему пищу из свой правой руки, или же он несет ребенка на своем плече». Однако покровительство Беса предполагало  не только обеспечение ребенка пищей, но и его развлечение. Поэтому Бес часто изображался смеющимся над ребенком, танцующим нелепые танцы и играющим для него на арфе, что сделало его со временем богом танцев, музыки и веселья, известного в этой ипостаси как Бес-хит («Бес танцующий»). 

Египетская мифология: Нут

Богиня Нут египетской мифологииГлавной персонификацией ночного неба была богиня, «так как слово «pet» («небо») женского рода»  и имя этой богини было Нут. Она была супругой бога земли Геба и матерью Осириса. Представления о небе занимали самое широкое место в доисторических религиозных воззрениях египтян, которые изображали его в виде  коровы или женщины, представляли  океаном, крышей, коршуном или кроной дерева со свисающими ветвями. Такое «сочетание различных представлений  о небе считалось правомерным уже в самом начале египетской истории».  В «Текстах пирамид» встречаются  утверждения, что «Звезда плывет по океану под телом Нут» (Pyr. 802) или что  умерший  фараон - «сын великой дикой коровы. Она беременеет им и рождает его, и его помещают под ее крылом». (Pyr. 1370) На саркофагах Нут изображалась крылатой женщиной, грудь, руки и крылья которой, распростертые над умершим, были украшены звездами. Около 2900 г. до н. э. возникло упрощенное представление неба как крыльев коршуна, которые поддерживают два столпа. Из содержания надписей в гробнице фараона VIII династии Неферкара следует, что воскресший фараон в первую очередь встречается со своей небесной матерью Нут: «Нут схватывает руку Неферкара, Нут творит путь для Неферкара» (Pyr. 624) Представление "о небесной корове защищающей своего сына, умершего царя, своими «крыльями»  стало излюбленным в египетской иконографии. Сначала небесная Нут, а затем любая другая богиня-мать в образе женщины стали изображаться  защищающими свое дитя крыльями". 

Египетская мифология: Бог, богиня. Часть 2

Египетские боги и богиниВсе эти многочисленные  боги и богини в зверином облике или антропоморфные с чертами зверя представлялись, как уже было сказано, «живым воплощением» того или иного бога на земле и назывались нетеру, т. е. существами или сущностями «некоторым образом» разделяющими «природу и свойства Бога».  Имя Нетер, которым египтяне обозначали Бога, указывает на обладание «самосущностью», «силой бесконечно возобновлять жизнь». Бесспорно, что корни политеизма древних египтян залегают в древнейших временах, но вместе с тем,  по мнению У. Баджа,  «с самых ранних времен одной из важнейших тенденций египетской религии была направленность к монотеизму»,  и египетское слово нетер «было заимствовано переводчиками Священных писаний для обозначения понятий «Бог», «Господь».  Анализ египетских текстов всех периодов показывает, что «идеи и верования египтян, касающиеся Бога, были почти идентичны еврейским и мусульманским представлениям более позднего времени», и отличие египтян от всех других народов выразилось в способности «развиваться и создавать такие концепции Бога и будущей жизни, которые считаются специфическим достоянием культурных народов нашего времени».

Египетские нетеру «представляют собой просто образы, проявления, периоды существования или атрибуты одного бога – бога, который, как следует помнить, будучи Ра, богом Солнца, является олицетворением и символом Бога. Тем не менее, именно поклонение нетеру стало основанием для обвинения египтян в «примитивном идолопоклонстве». Иллюстрацией подобного непонимания  особенности египетской религии, может служить приводимый У. Баджем отрывок из произведения римского поэта-сатирика Ювенала:  «Кто не знает, о Волюсий из Вифинии, обо всяких чудищах, которых Египет в своем слепом безрассудстве обожествляет? Одни поклоняются крокодилу, другие трепещут перед ибисом, наглотавшимся змей. Образ священной обезьяны блистает золотом там, где магические звуки доносятся из разбитого пополам Мемнона и где погребены в руинах древние Стовратные Фивы. В одном месте Египта почитают морскую рыбу, в другом – речную; там целые города поклоняются псу, Диане же – никто. Нечестивым считается повредить или грызть лук-порей и черный лук. О святые народы, чьи боги растут в их садах!».

Египетская мифология: Бог, богиня. Часть 1

Египетские боги и богиниБоги и богини со звериными головами, огромное количество обожествляемых животных, птиц,  рептилий, отдельных деревьев и предметов, пирамиды среди раскаленных песков, - таким предстает перед нашим современником Египет, поражающий древностью своей культуры. Люди жили в Египте, в долине Нила, уже в эпоху палеолита. В то древнейшее время господствующей была вера в бесчисленных духов земли и неба, скитающихся или постоянно находящихся на одном месте. Эти духи могли «обретать земное существование в телах людей, животных или растений или любого предмета, подходящего по размеру или форме». Существованием подобных представлений можно объяснить «огромный и запутанный пантеон» древних египтян.

«Первобытный бог был неотъемлемым атрибутом  семьи», но у главного города нома тоже был свой божественный покровитель и охранитель, и каждый египтянин чтил не только семейного бога, но и городского, и общегосударственного, живым образом которого на земле являлся фараон. Многие из этих семейных и деревенских  божеств-покровителей так и не превратились в настоящих богов и  не обрели постоянного культа, однако существенного «различия между маленьким деревенским божеством, чьим святилищем была хижина из соломы, и «великим богом», имевшим величественный храм», не существовало. Дух или божество, защитник и охранитель первоначально только одной семьи и ее собственности, постепенно с ростом деревни или ее политического успеха, мог продвинуться до положения «великого бога», правившего сначала городом, потом целой провинцией, подчинявшейся этому городу, и, наконец, мог «достичь» уровня, при котором становился объектом почитания всего Египта. Однако при всем развитии религиозных представлений «изначальная идея городского бога», отражавшая «полупримитивные представления о Боге», постоянно присутствовала в египетской религии.  Ознакомление с древними местными богами выявляет, что большая их часть ведет свое происхождение от местных духов,  и столицы номов первоначально являлись местом обитания «особого великого божества или группы богов, которые были хозяевами и защитниками этого округа».

Грибы. Часть 1

Грибы в мифологииГрибы лат.  Mycota) — удивительные создания природы, сочетающие в себе признаки как растений, так и животных. Долгое время ученые колебались, не решаясь причислить их к какому-либо определенному царству. В настоящее время грибы выделены в отдельное царство.

Грибы появились около миллиарда лет назад в древнейшей геологической эре – архейской. Находки в юго-восточной части Якутии, подтверждают, что уже около 850 млн лет назад существовали достаточно сформированные грибные организмы. Полного расцвета грибы достигли в третичный период кайнозойской эры – около 76-25 млн. лет назад. В этот период, судя по ископаемым находкам, уже существовали все основные известные сейчас группы грибов.

Особенно поражали грибы разнообразием своих форм, внезапностью и массовостью появления и отсутствием способов размножения. Все эти обстоятельства ставили ботаников в тупик, приводили в замешательство, которое лучше всего выразил   французский ботаник XVIII в. С. Вайян, считавший грибы «проклятым племенем», изобретением дьявола, придуманным им для того, чтобы нарушить гармонию остальной природы.