Животные
Животные в мифологии разных народов
Животные в мифологии разных народов
В традиционном хантыйском мировоззрении самыми ценными, определяющими судьбу человека существами, представлялись духи в образах ящерицы и лягушки. Восточные ханты считали, что жизненная суть (душа) ilt имелась только у живого человека и могла показываться в образе ящерицы, или комара, паука, реже в виде крошечного человечка. Видеть ее мог только шаман. Ilt являлась хозяином человека, ответственной за его поступки. Считалось, что вины человека в том, что утонул или повесился, нет, - это ilt заставила. После смерти человека ilt оставалась при умершем, временами бродила вокруг дома, как будто приходя за кем-то из живых членов семьи, и не оставляла тело до трех лет, пока оно не сгнивало, потом исчезала. Образ ящерицы, в котором представала душа, связывал ее с культом предков, представлявшихся семейными охранителями. К примеру, ваховские ханты в качестве семейного духа-хозяина хранили тушку ящерицы или ее скелет. Образование новой семьи обязательно сопровождалось изготовлением изображения семейного духа. Роль и значение духа-ящерицы в этом качестве наглядно проявляется в культе огня домашнего очага.
Левиафан (евр. "свертываться", "виться"), морское животное, описываемое как крокодил, гигантский змей, рыба или чудовищный дракон. Существо, враждебное богу, над которым бог одерживает победу в начале времен. В западносемитской угаритской мифологии известен как Латану, семиголовое чудище, воплощающее разрушительные силы водного мира, с которым вступают в борьбу Балу (Алийан-Балу) и Анат и побеждают его.
В кн. Еноха и других источниках имеется мотив отделения друг от друга Левиафана и бегемота в качестве чудовищ мужского и женского пола, в состоянии первоначального хаоса слитых воедино. По-видимому, мифы о Левиафане восходят к представлениям об олицетворенном первобытном хаосе, враждебном богу-творцу и некогда им покоренном, ныне пребывающем в состоянии сна, но могущем быть разбуженным. Наиболее развернутое описание Левиафана содержится в книге Иова: «…круг зубов его – ужас… от его чихания показывается свет; глаза у него – как ресницы зари… дыхание его раскаляет угли, из пасти его выходит пламя; он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь… он царь над всеми сынами гордости». В Библии наряду с левиафаном названы близкие ему чудовища, поражаемые богом, - Раав и Таннин, а также рыба, проглотившая Иону.
Один из главных мотивов фольклора отражает продуцирующую магию громового божества. В русском фольклоре сохранились следы его древнейшего культа в образе крокодила. «Старинный хронограф (Хронограф — историческое произведение с описанием событий "от сотворения мира", в основном связанных с Византией. Впервые хронографы появились на Руси в XV веке и в дальнейшем получили широкое распространение.) утверждает, что Волхов был лютый чародей (волхв — колдун, кудесник); в образе крокодила поселился он в реке, которая от него получила и свое прозвание, и залегал в ней водный путь; всех, кто не поклонялся ему, чародей топил и пожирал; суеверный народ почитал его за бога и называл Перуном и Громом». Название реки, связанной с волхвом, обернувшимся крокодилом, известно и в мужском, и в женском вариантах: Волхов и Волхова. По мнению автора, А.Н. Афанасьева, введение образа крокодила в повествование «объясняется литературным подновлением: крокодил заступает здесь место чудовищного змея (дракона), залегающего источники и реки». Действительно, для русской мифологии характерны образы змея и дракона, а не крокодила. Однако по некоторым данным такое животное или подобное ему было известно на Руси.
Кайман (один из видов крокодилов), известный своей хищностью, в мифологических представлениях индейцев Месоамерики служил прообразом Земли. Она плавала подобно этому земноводному животному, частично погруженная в воды первобытного океана. Чешуйчатый гребень на спине каймана символизировал земные горы, а его открытая пасть - пещерный вход в нижний мир и страну мертвых. Земля «поглощала» умерших подобно тому, как кайман поглощает свою добычу, а через гребни на своей спине, уподобляемые горам, кайман был причастен дождевой магии, потому что по представлениям индейцев грозовые облака образовывались в недрах гор. Пещера же представлялась не только входом в нижний мир, но и местом происхождения индейских племен.
По мифологическим представлениям мунда, народности, живущей на юге Заира, северо-востоке Анголы и северо-западе Замбии, владыкой нижнего мира является чудовищный крокодил. Выполняя брачное условие, с ним сражается и побеждает герой фольклора Судика-Мбамби.
У нигерийских игбо крокодил – общий символ громовника-змея и богини земли-черепахи.
У меланезийцев аллигаторы, акулы, рыбы бониты, птицы фрегаты и улитки считались перевозчиками духов. В мифологии гуантуна большую роль играли духи - кайя, которые могли принимать различный облик. Один из мифов в сказочной форме описывает инициационный возрастной обряд, осуществляемый кайя над неким мальчиком. Приняв образ крокодила, кайя проглотил мальчика и ушел в лес. Там он его выплюнул и стал воспитывать. Мальчик вырос очень быстро. "Посвящаемого в тайные мужские союзы часто вводили в хижину, имеющую форму крокодиловой или змеиной пасти, что символизировало проглатывание юноши чудовищем".(2)
В древней Индии (Мохенджо-Даро, Чанху-Даро и Хараппа) гавиал считался божеством весеннего разлива Инда, наряду с буйволом или быком.
В индийском зодиаке Козерогу соответствует изображение фантастического чудовища Макара, объединяющего в себе черты водного и сухопутного животных, иногда с растительным мотивом. В древнеиндийской мифологии Макара рисуется водным животным. Океан в индийском эпосе часто именуется "обиталищем макар", которые приводят его в волнение. По одному из мифов, мудрец Агастья выпил океан, в котором стояла гора Виндхья. Когда вода исчезла, обнажилось подножие горы, и к нему прилепились макара, которые просверлили в толще скалы многочисленные ходы. В этих ходах остались драгоценности; вдобавок, в них поселились змеи, охранявшие сокровища. Однако, несмотря на эти описания, макара изображается как существо, напоминающее либо крокодила с головой слона с поднятым хоботом и рыбьим хвостом, либо существа с рыбьим телом и хвостом, но с рогатой головой и двумя ногами антилопы. Абу Рейхан Бируни замечает по поводу синкретического образа Макара: "А морское животное, называемое макара, также, согласно описаниям, не нуждается в том, чтобы его считали состоящим из двух частей". На печатях древних городов долины Инда изображены различные типы образа макары, что указывает на местные корни. Иногда изображение макары причудливо соединяется с растительными мотивами — челюсти и язык с закрученным придатком обнаруживают большое сходство с корневищем и цветком лотоса, что объясняет использование макар в качестве транспортного средства речными богинями - Нади-деватас. В системе локапал макара становится ваханой богов-охранителей мира: Варуны, Сомы, Индры и Куберы.
В почтительном отношении народов Юго-Восточной Азии к крокодилам видны следы культа предка-тотема. Крокодил представлялся существом, причастным Нижнему миру и, как таковый, соотносился с духами умерших, пребывавших в подводном загробном мире.
В качестве тотема рассматривала крокодила народность лаквье, обитавшая в болотистой местности в долине Красной реки во Вьетнаме. Первопредком самих вьетов, считался Лак Лонг куан — Государь Дракон Лак, прообразом которого выступал крокодил.
Крокодил был священным животным бога воды и разлива Нила Себека (греч. Сухос). Изображалось это божество в виде человека, крокодила или человека с головой крокодила. Считалось, что Себек дает плодородие и изобилие. Два главных центра культа Себека находились в Фаюме и Сумену, южнее Фив. В Шедите, главном городе оазиса Фаюм, он считался главным богом, по причине чего греки дали этому городу название Крокодилопль. В разных местах оазиса поклонялись разным ипостасям Себека. В Фаюме он считался демиургом и был объектом почитания: "Хвала тебе, который возвысил себя из первоначального ила...". В нем видели благодетельную силу и обращались к нему с молитвами об излечении болезней, о помощи в трудных жизненных положениях. Считалось также, что Себек заботится об участи умершего в потустороннем мире.
Крокодилы (Crocodylia) населяют материковые и прибрежные водоемы тропиков. Они представляют собой прямых потомков древних высокоорганизованных пресмыкающихся мезозоя. Настоящих крокодилов — 13 видов. Наиболее известный из настоящих крокодилов — нильский крокодил. Первые упоминания о нём относятся к глубокой древности. В Библии рассказывается о чудовищном крокодиле — Левиафане. В Древнем Египте крокодилов почитали как священных существ. Особые жрецы кормили их мясом жертвенных животных. После смерти тела священных крокодилов иногда бальзамировали и клали в богатые гробницы.
Представители семейства аллигаторов встречаются во внутриконтенинтальных пресных водоемах. Название «аллигатор» происходит от испанского «аль лагарто» (ящер). 6 из 7 видов этого семейства — миссисипские аллигаторы; единственное исключение — китайский аллигатор. Аллигаторы выкапывают норы, представляющие собой тянущиеся от прудов под корни деревьев тоннели длиной до 6 м, с камерой на конце. Для кладки яиц самки строят гнезда из травы на суше. Перед дождём аллигаторы издают особые звуки — так называемое «крокодилово пение», а в брачный период окрестности оглашаются громким рёвом самцов. К числу аллигаторов принадлежат и разнообразные кайманы, обитающие в Южной Америке.
Мифология (c) 2011 -