Back to Top

Сайт посвящен мифологическим представлениям народов мира

Животные

Животные в мифологии разных народов

 

Лягушка: нанайцев и селькупов мифология

Лягушка входила в число предков нанайцев. По их словам узоры в виде змеи, лягушки и жабы на праздничных лепешках из черемуховой муки, символизировали их далеких предков, оказывавших помощь сородичам со злыми духами.Лягушка представлялась покровительницей плодородия и помощницей в родах. По сообщению Л.Я. Штернберга,  если у гольдов женщина страдала бесплодием, вырезали из березовой коры изображения лягушек и привязывали их к рукам и ногам женщины.

Лягушка: индейцев Центральной и Южной Америки мифология

В мифах индейцев Мезоамерики и Центральных Анд  прародительница, хозяйка зверей,  по своей природе  является лягушкой или черепахой, и, прежде всего,  она  связана с землей и водой. Встреча с ней всегда происходит у воды. Однако широко распространен не мотив превращения  лягушек в женщин и наоборот, а рыб в женщин и женщин в рыб.

Из мифов карибов и араваков Гвианы узнаем о старухе-лягушке - матери или жене ягуара, хранительнице огня и культурных растений, выступающих из ее тела. Герои добывают эти растения для себя и людей. Нередко герои сжигают тело лягушки.  А вот у варрау этот сюжет древнее, и в нем древесная лягушка играет роль положительного персонажа: она прячет у себя женщину с ребенком, спасающуюся от разорвавших ее мужа ягуаров.

Лягушка: индейцев Северной Америки мифология

Мифологический образ лягушки  у народов Северной Америки связан с идеей рожающей женщины-создательницы.Лягушка, как Великая мать-прародительница, почиталась у тлинкитов и квакиутлей. Ее образ у квакиутлей кроме того связан с представлениями о богатстве, которое ассоциировалось с медными щитами, благополучием и здоровьем.

В петроглифах известны три вида изображений лягушки: антропоморфные, распластанные и в виде скелета.  Они свидетельствуют о «семантической связи с культом предков, и в частности женских предков-прародительниц». Образ лягушки-прародительницы, по гипотезе В.Н. Чернецова перенесенный мигрировавшими племенами из Сибири на Американский континент, в представлениях индейцев северо-западного побережья «стал маркером нижнего уровня мироздания», хотя и сохранил следы образа богини Вселенной, один глаз которой луна, другой – солнце.

Лягушка: алтайских народов мифология

Представление о земле, покоящейся на брюхе лягушки, вероятно, с буддийской мифологией проникло из Тибета к другим народам,  в том числе на Алтай. По алтайскому космогоническому мифу  Очурманы и его товарищ Чаган-Шукуты увидали  в воде лягушку. При виде их она нырнула в воду, но  Очурманы, которому, видимо, хотелось найти место для отдыха,  послал Чаган-Шукуты отыскать ее под водой. Чаган-Шукуты вынырнул с лягушкой, перевернул ее кверху брюхом, и Очырманы сел на нее, отправив товарища вновь под воду, теперь уже  за землей. Принесенной землей демиурги засыпали перевернутую лягушку, "сотворив таким образом твердь". Лягушек на Алтае не бьют, потому что на лягушке земля стоит.

Лягушка: финно-угорских народов мифология

В финской мифологии существовали представления о подземных духах  маахисах ("жителях земли"), маанвэках ("земном народе"), мааналайсах ("подземных"), имеющих  вид лягушек, ящериц, горностаев, кошек и других животных. Они могли встретиться и в антропоморфном виде, но тогда всегда были отмечены физическим безобразием: одна ступня у них повернута назад. Путь в их страну вел по муравьиным тропам, через озера и источники.

У финно-угорских народностей Поволжья лягушка была символом покровительницы домашнего женского дела и особенно ткачества. Мотив этот сохранен в одном из вариантов русской народной сказки «Царевна-Лягушка", где лягушка оборачивается веретеном. В древних зооморфных подвесках женщин-мерянок част мотив лягушачьих лапок.

Лягушка: эвенкийская мифология

У эвенков творцом земли была лягушка, вынесшая в своих лапках землю из-под воды. Злое божество выстрелом из лука убило ее. Лягушка перевернулась кверху брюхом и с тех пор лапами поддерживает землю, окруженную со всех сторон водой. Существовало также представление о четырехугольной земле, поддерживаемой четырьмя лягушками или черепахами.

В мифе конных эвенков Забайкалья о создании земли  лягушка выступает  помощницей Творца земли –  выносит в своих лапках землю из-под воды. Однако злой брат Творца убил ее выстрелом из лука, вследствие чего Лягушка перевернулась на спину и с тех пор поддерживает лапками землю, со  всех сторон окруженную водами.

Лягушка: якутская мифология

Образ лягушки развит в якутской шаманской мифологии. В якутском мифе прародительницами шаманов названы лягушки. Известно, что будущие шаманы, избранные обитателями нижнего мира, могли, в зависимости  от воспитания, которое получала их жизненная суть (кут), стать добрыми или злыми. А если шаману предстояло стать особенно жестоким, птенца стегали талинками, отчего он превращался в громадную лягушку.

Бобр: индейцев Северной Америки мифология

Почитание бобра как священного животного, связанного с водной стихией и Нижним Миром, было широко распространено  у индейцев Северной Америки и Канады.

Происхождение священного красного песка, используемого индейцами оджибвеями в каменной магии, "получаемой от самой земли", связано с бобром:  "...в то время, когда мир был еще молод, в большом пруду жил огромный бобр. ...Однажды, когда великий бобр поднялся на поверхность вод ...Громовая птица, известная как птица голода, увидела бобра, бросилась вниз, схватила его и поднялась в воздух, чтобы съесть. Когти громовой птицы вошли глубоко в его шкуру  и плоть. Из ран бобра хлынула кровь, и брызги ее разлетелись по всей земле. Из этой крови образовался священный магический песок, называемый онаман. Великие оджибвеи использовали его в амулетах, приносящих удачу в охоте и трапперстве. Они делали магические сумки, помещая песок онаман из крови бобра в мешочек из оленье кожи и привязав к нему три орлиных пера, по одному из крыльев и одно из хвоста, чтобы символизировать этим хищную птицу-охотника. ...Первого пойманного за год бобра оджибвеи всегда съедали ...на полу, а не на столе. Все кости завязывали в узел из чистой ткани с лентами и табаком и бросали в воду.  Верили, что это принесет удачу в ловле бобров в наступающем сезоне». На празднике мертвых оджибвеи выполняли следующий обряд: выкопав останки знатных людей и поместив их в берестяные сосуды, они накрывали их  накидками из бобровых шкур. Только после этого производилось вторичное погребение. 

Бобр: народов Сибири мифология.

В  среде охотников и рыболовов Сибири бобр был очень почитаемым животным. Животное ценилось не только из-за меха, но и за бобровую струю, которая стоила в несколько раз дороже самой шкурки. Распространено было очищение тлеющей бобровой струей в тех случаях, когда человек опасался быть оскверненным. Например, манси "очищали" мужчину, который нечаянно прошел под какой-нибудь принадлежностью женского костюма, или женщину, при ее возвращении в дом после родов. Образ жизни бобров породил представления о существовании настоящего  бобрового народа, живущего так же, как живут люди: селящегося семьями, справляющего праздники, воспитывающего своих детей, делающего хозяйственные запасы на зиму и даже имеющего рабов среди бобров и  собственные бобровые кладбища.

Бобр: Алтайская мифология

Алтайский миф о бобренке имеет общий мотив с русской сказкой о Царевне-лягушке -  сожженную шкурку. Легендарный стрелок Когутэй выступает в облике бобренка - сына бога грома. "Бездетные старик и старуха приручили бобренка. Усыновленный ими он сказочным образом усваивает человеческую речь, начинает активно помогать старикам по хозяйству. Затем он требует, чтобы старик – приемный отец, отправился к хану и посватал за него ханскую дочь. Разгневанный дерзким предложением нищего, хан приказывает казнить старика. Бобренок воскрешает отца и вновь посылает его сватать за себя ханскую дочь. Наконец, превратившись в прекрасного юношу, бобренок женится на дочери хана. Неожиданно жена находит старую бобровую шкурку оборотня-мужа и сжигает ее, чтобы навсегда оставить его в человеческом облике. В наказание за содеянное муж покидает жену. И тогда она отправляется на поиски бобренка и долгие годы скитается по свету. Наконец, она попадает в верхний мир, мир небожителей, где находится ее супруг, и возвращает Когутэя на землю, к людям своего племени. Вместе с героем к населению Алтая приходят счастье и благополучие".

Подкатегории

Страница 3 из 11