Касатку также считали рыбойНа Алеутских и Командорских островах и на севере полуострова Аляска проживает малочисленный народ алеутов. Рыбы и морские животные являются основными продуктами этого народа. Считалось, что духи умерших вождей помогают своим потомкам, привлекая к берегу рыб и морских животных. С этой целью алеуты подвергали тела умерших вождей  специальной обработке и оставляли в пещерах на морском берегу.

Ительмены, одна из коренных народностей Камчатки, поклонялись рыбообразному Митгу. В честь этого божества устанавливали идолов хантай - человечков с рыбьими хвостами.  Существовало представление о том, что Хантей живет в облаках и помогает Виллюкаю производить гром. В особом почете был Ворон Кутх, по верованиям ительменов – творец Земли. На праздник очищения, или Алхалалалай, проводимый в честь этого божества, устанавливался специально вырезанный из дерева идол в виде человека-рыбы, который оберегал ительменский род от бед и несчастий и приносил удачу в рыбной ловле.

 

Очень интересное и полное описание жизни и религиозных воззрений ительменов приводит В.Г. Стеллер в своей книге "Описание земли Камчатки". В частности, он сообщает, что головы и хвосты рыб ительмены никогда не ели и считали, что рыбу им дает дух, обитающий в море -  Митг, у которого внешность рыбы. Это он велит рыбе подниматься по рекам до их истоков. Китов и касаток ительмены почитали  из-за страха, как предполагает Стеллер, опасаясь, что эти животные могут перевернуть их байдарки. Поэтому на охоте их не называли настоящими именами, а  увидев, "только произносят слово: «Сипанг!» («О горе!»)". Самыми любопытными, пожалуй, являются представления о превращении птиц в рыб и наоборот. Так, считалось, что если куропатки упадут в воду, то  превратятся в гольцов или форелей, а последние, будучи выброшенными волнами на берег,  вновь превратятся в рыб. Камбала представлялась  высиживающей не только рыб своей породы, но и известный сорт морских чаек, а китовые кости невесть откуда взявшиеся около пресноводного озера вдали от морского берега, представлялись произошедшими из утиных яиц, оброненных мышами: "весною мыши собирают утиные яйца, а так как порою случается, что им трудно бывает унести их, тогда они роняют яйца, из которых затем выходят уже не утки, а киты". Вероятно, связью рыб с плодовитостью, обеспечивающей им многочисленное потомство, объясняется обычай совершения полового акта лежа сбоку, о котором упоминает В.Г. Стеллер, приводя такое объяснение:  "Причина в том, что так поступают рыбы, которые доставляют им наибольшее количество пищи".

Кеты, живущие по берегам Енисея в его нижнем течении, считали, что "душу – контол  имело все живущее, кроме рыб". 

У многих народов Нижнего Амура, в т. ч. у нивхов,  известна история об охотнике, рожденном от сожительства человека с рыбой. В нивхском мифе морские люди вручают охотнику в качестве дара  железную саблю, с помощью которой он убивает слишком много медведей. Охотнику приходится держать ответ перед хозяином тайги за нарушенное в природе равновесие. В фольклоре нивхов, ороков и айнов имеется одинаковый мифологический сюжет о девушке, ставшей женой морского хозяина - касатки. Когда касатка оборачивается человеком, ее плавник превращается в острую саблю. Однажды этот плавник-сабля был похищен, и в течение трех дней касатка, оказавшаяся без плавника, не отплывала от берега.  Люди вернули ей плавник, и, вероятно, в искупление вины перед Хозяином моря, принесли ей в жертву дочь человека, похитившего плавник. В  фольклоре  этот сюжет представлен как брак девушки с морским хозяином.  По верованиям нивхов именно касатки пригоняли к людям китов, дельфинов и тюленей. Но кету к людям привел антропоморфный хозяин моря - Тайрнаан'а. Он создал "сеть рек и так привел кету, которой могли с тех пор питаться и люди, и жители тайги - медведи, лисы и другие".(4) Кости рыб, нос, язык и глаза нерпы нивхи отдавали Хозяину моря. Касатка по их представлениям, была "лодкой хозяина".

Рыба в представлениях нивхов соотносилась с человеком. Это видно из особого значения, которое нивхи придавали плавнику: орлиное перо, плавник   и кровь обозначались одним и тем же термином. Если плавник коррелирует с мужским органом размножения, то рыбий пупок - с женским лоном. В мифе "Чавкающий ребенок – сын Матери-воды", действие которого происходит в айнской деревне, охотник, поймав большую рыбу Матери-воды, "поглядел на дырку ее пупка – оказалось подобной женскому половому органу (шанк ной), и мужчина с ней совокуплялся. Затем по ее просьбе отпустил ее". Через некоторое время охотники обнаружили на берегу плачущего ребенка, который попросил отнести его к своему отцу, назвав имя человека, поймавшего рыбу. Когда мальчик вырос и стал охотником, морские духи одарили его саблей. То, что событие происходит в айнской деревне, указывает на японское происхождение сабли. Сабли покупались нивхами у японцев или айнов и имели в первую очередь значение престижного объекта, а не орудия охоты. В одном из вариантов горные люди упрекают сына Матери-воды за то, что он рубит саблей медведей по голове (в то время как следует убивать ударом в сердце), в другом объясняется причина, по которой нельзя использовать саблю:  "ни один из убитых им медведей не возвращается обратно в свою деревню". По данным Ч.М.Таксами, у нивхов во второй поливе XX в. все еще продолжало сохраняться почитание касатки.

В мифологических представлениях чукчей известен образ космической  рыбы времен творения – Канайольгыз. Она упоминается в заклинаниях. Чукчи очеловечивали некоторых животных, птиц, солнце, луну, Зенит, Полярную звезду, Рассвет, землю, наружное пространство и небо. Сухопутные чукчи и коряки "очеловечивали"  континентальных животных и постоянно проживающих птиц, а приморские охотники -  моржей, тюленей и китов. Однако все виды рыб, растений и насекомых человеческими свойствами не наделялись.  Китовые челюсти чукчи использовали в качестве остова жилища - валькары, досл. "дом из челюстей кита".  В одном чукотском мифе "по приказу карпа, излучавшего свет создателя мира, огромный ворон собрал множество птиц и отправился вместе с ними в жаркие края, где они продолбили клювами стену пещеры, в которую был заключен "полдень", и яркий свет вышел наружу через это отверстие".(6)

 

 

Использованные материалы:

  1. Е.А.Окладникова Модель Вселенной в системе образов наскального искусства тихоокеанского побережья Северной Америки;
  2. Георг Вильгельм Стеллер. Описание земли Камчатки;
  3. Анучин В.И. Очерк шаманства у енисейских остяков;
  4. А.Б. Островский. Мифология и верования нивхов;
  5. Мифы народов мира, т. II;
  6. Исида Эйтиро. Мать Мамотаро;
  7. Соколова З.П. Животные в религиях.