МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Божества растительности: Финикия. Адонис. Часть 1

Настоящее имя сиро-финикийского божества  умирающей и воскресающей растительности неизвестно. В Финикии и Палестине его называли Адон (Адонай), что означает «господин», «господь», «владыка». Культ Адониса существовал в Финикии, Сирии, Египте, на островах Кипр и Лесбос. Греки заимствовали это божество в V в. до н. э. под именем Адонис.

В различных вариантах Адонис выступает как сын разных родителей - Феникса и Алфесибеи, ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны,  кипрского царя Кинира и его дочери Мирры, - но сюжет одинаков при всех вариантах  происхождения божества:  причиной рождения Адониса послужил гнев богини любви Афродиты. Миф гласит, что за непочтение к ней царской дочери, Афродита внушила девушке страстную любовь к собственному отцу. Последний, вступает в связь с дочерью,  не подозревая о том, кто является предметом его любви. Узнав правду, отец проклинает дочь, и боги, сжалившись над девушкой, превращают ее в дерево мирры.

 

Через положенный срок ствол дерева лопнул, и из него родилось прелестное дитя – Адонис. Афродита передала ларец с ребенком на воспитание Персефоне, однако когда она захотела забрать мальчика, Персефона, очарованная его красотой, отказалась его вернуть. Между двумя богинями возник такой спор, что Зевсу пришлось вмешаться и назначить Адонису большую часть года проводить с Афродитой на земле, а треть года - с Персефоной в подземном мире.

Юный Адонис становится спутником и возлюбленным Афродиты, но теперь это вызывает гнев Артемиды, уязвленной оказываемым Афродите предпочтением, и  она насылает на юношу дикого кабана, который наносит Адонису смертельные раны. По двум другим  версиям Адонис пал жертвой мести Аполлона за сына Эриманфа, которого  ослепила Афродита, или жертвой гнева Ареса, ревнивого супруга богини. Афродита, горько оплакивая смерть Адониса, превращает его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь (см. Анемон).

В Библе в честь Адониса происходили оргии, сопровождавшиеся священной проституцией, причем первый день был посвящен плачу, а второй – радости по воскресшему Адониса. Лукиан (De dea Syr.) сообщает по этому поводу, что ежегодно воды реки краснели от крови сраженного на Ливане Адониса. Это подавало знак жителям города к трауру по умершему богу. В знак траура все должны были обрить голову. Те женщины, которые не желали  сделать этого, выставлялись "на один день для пользования их чужестранцами. Плата поступает на жертвоприношение Афродите». Этот обряд коррелировал с кипрской легендой, сообщаемой Аполлодором, согласно которой сестры Адониса отдавались чужеземцам.  На следующий после траурных церемоний день праздновали воскрешение Адониса, сопровождавшееся криками: Жив, жив Адонис! вознесся на небо!

Страбон сообщал, что Адонис был самым популярным богом в Библе. Неподалеку от города показывали его могилу.  В пересказе этого мифа Ю.Б. Циркиным Баалат-Гебал, царица Кипра, сначала  полюбила воинственного бога, а затем влюбилась в юного финикиянина, пастуха и охотника, и, покинув Кипр, направилась в Финикию, в город Библ (Гебал). Ревнивый супруг богини принял образ дикого вепря и напал на возлюбленного богини, разорвав его на части.  Баалат-Гебал долго искала останки юноши и, собрав их, похоронила в Афке у истоков реки, протекавшей к югу от Библа. После этого богиня осталась в городе и стала его «хозяйкой». Потом она воскресила Адониса, который, таким образом  выступал олицетворением периодически  умирающей  и возрождающейся растительности.

Использованные материалы:

  1. Мифология. Большой энциклопедический словарь;
  2. А. Волков Загадки Финикии;
  3. Аполлодор. Библиотека. III, 14, 3.

Реклама

Книги