МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Мак. Часть 1

Цветущие макиЕсть много разновидностей этого удивительно нежного цветка – мака, который с древнейших времен ассоциировался со сном,  плодородием и смертью. Лепестки мака бывают разных цветов: красного, белого, голубого, желтого.  Голубой мак цветет в далеких Гималайских горах, а желтый – полярный красавец, выживает  даже под льдами. Мак - древнейшее культурное растение. Среди разнообразия его видов выделяются два основных, на которых главным образом и строится мифология мака: Papaver rhoeas L. мак самосейка и Papaver somniferum L. - мак снотворный. Название последнего состоит из papa — детская кашка,  ver — настоящий и somnifer — снотворный от somnus — сон и fero — несу). В семенах мака нет опия, и они могут служить отличной пищей.  Родиной мака предположительно считается Средиземноморье, откуда он распространился по всему свету, везде обрастая соответствующей мифологией.

 

По древнеримской легенде мак вырос из слез Венеры, которые она проливала, узнав о смерти прекрасного юноши Адониса. Греческий миф связывает происхождение этого хрупкого цветка с тонким ароматом с Деметрой, без устали продолжавшей поиски своей исчезнувшей дочери. Боги не знали, как облегчить ее страдания, и тогда было решено создать цветок, который мог бы подарить богине хотя бы временное забвение и отдых. Срывая алые маки на своем пути, Деметра набрала целую охапку и, вдохнув ее аромат, погрузилась в сон. На Крите была обнаружена так называемая «богиня мака» - женская фигурка с головками мака в прическе,  относящаяся к Минойской культуре 1400-1200 г. до н.э. Судя по найденным в ее святилище сосудам особой формы, там происходило ритуальное одурманивание опиумом. На другом изображении, найденном при раскопках могильника в Палекастро, богиня держит маки в руке, а на золотом кольце из клада, найденного в акрополе Микен, сидящая Деметра передает головки маков стоящей Коре. По свидетельству Овидия цветы, которые собирала Кора, тоже были маками. Существует вариант, по которому Деметра впервые увидела маки в городе, которому в честь этого было дано имя "Маковый", Μηκωνη (впоследствии Сикион); там был воздвигнут храм Деметре. Маковое семя добавляли в хлеб, и маки совершенно естественным образом символизировали Деметру, поскольку они росли на нивах. Отголоски культа Деметры нередко усматривают в современном греческом обычае украшать маками последний сноп. В Сикионе, по свидетельству Павсания (кн.II,10,4,5,6), в святилище Афродиты находилась ее статуя из золота и слоновой кости, изображавшая богиню с полосом на голове, маком в одной руке и яблоком в другой.

Бутон голубого макаЕсть и другой вариант происхождения мака: богиня Флора создала этот цветок, чтобы хоть как-то порадовать одинокую и печальную богиню Ночи. Все радовались цветам, которыми Флора украсила землю, и только Ночь не радовалась – бродила, окутав черной вуалью голову, в печали от того, что люди не любили ее,  хотя она и создала звезды и жучков-светлячков, чтобы освещали они ночной мрак. И видя, как люди радуются цветам, богиня Ночи попросила Флору подарить ей такой цветок, чтобы люди, увидев его, полюбили бы ночь. Флора подарила ей маки, цветы, навевающие людям по ночам сладкие сны и грезы.

У богини Ночи было два сына-близнеца – Гипнос (римский Морфей), бог сна, и Танатос, бог смерти. Мак был вплетен в венки обоих братьев: у Гипноса головками, у Танатоса цветками. Считалось, что вокруг жилища Морфея простирались густые заросли цветущих маков, и в каждом из них покоились легкие сны.  Когда бог сна хотел кого-нибудь усыпить, ему стоило только прикоснуться к нему головкой мака, и тот засыпал. Сны были самые разные, ведь лишь в одной только коробочке мака почти тридцать тысяч мелких семян. В древних медицинских рукописях маковый сок упоминается как напиток, погружающий человека в сон на время хирургических операций. Гомер писал, что Елена Прекрасная облегчала маковым соком страдания воинов, раненных во время Троянской войны. Вергилий назвал мак "lathean" - "дающий забвение", а Гиппократ говорил, что маковый сок может служить питательным и укрепляющим средством. В Греции семена мака использовали как приправу к пище, а также давали с вином и медом готовящимся к олимпийским  играм атлетам

Цветы белого макаТакое обилие семян сделало мак символом плодородия. Его  цветами  стали украшать храм Геры - верховной богини и покровительницы супружества. Маковые листья, посвященные матери Гере, использовались для предсказаний, а с помощью лепестков девушки гадали о своих возлюбленных: обрывая их и положив  на образованный согнутыми большим и указательным пальцами левой руки круг, били по ним ладонью и по силе хлопка определяли, как сильно влюблен в них их избранник. По этой причине мак получил  у греков прозвище “dylephilon” – “любовный шпион”. В Румынии девушки использовали цветы мака как приворотное средство ,

Маки  охотно растут на засеянных полях, поэтому  римская богиня жатвы Церера всегда изображалась с маком в руке. Ее статуи украшались венками, сплетенными из цветков мака и хлебных колосьев.  Часто саму богиню называли Меконой (от греч. mecon, makon – мак). Сервий указывает на мотив  обращения в мак афинянина Мекона, в которого влюбилась Церера. У немцев он также считался символом плодородия. А в Сибири  мак сыпали в башмаки новобрачных, чтобы они не были бездетными. Семена мака использовали как оберег от нечистой силы. Так, в восточном Полесье во время свадьбы невеста должна иметь при себе мак "wiedùn, sztob nichto nie prystàu". В России на Первый Спас(14 августа) прихожане шли на службу с мёдом и маком, поэтому  этот праздник носит также название Медового Спаса или Маковея. Считается, что освяченные семена приобретают  целебную и магическую силу. Наши предки верили, что если над дверью подвесить засушенные и освяченные чашечки мака, то он отвадит от дома завистливых людей; им обсыпали хату, хлев, могилы «ходячих» мертвецов и др.

 

Использованные материалы:

  1. Мифологический словарь;
  2. Энциклопедия примет и суеверий. Кристина Хоул; 
  3. Популярный словарь примет и знамений. Филиппа Уэринг: 
  4. Мак в растительном коде основного мифа (Balto-Balcanica) Т.М. Судник, Т.В. Цивьян // Балто-славянские   исследования, 1980г;
  5. Символы, сакралии, таинства. Барбара Уокер.

 

 

Реклама

Книги