МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Фиалка

ФиалкиФиалка (лат. Viola odorata, греч.  Ionia) - маленьких цветок с сильным запахом, который, согласно народному поверью "учит скромности", потому что этот провозвестник весны растет в тени более высоких растений. По греческому мифу. в тот злополучный для Персефоны день, когда она была похищена богом загробного мира Гадесом, она вместе с подругами  собирала на лугу крокусы, розы, гиацинты и  фиалки.

Греческий миф об Аттисе, божестве фригийского происхождения, повествует о том,  как фиалки возникли из капель его крови. Аттис, "видимо, был богом растительности. Во время праздника, справлявшегося весной, жители Фригии ежегодно оплакивали смерть этого бога и радовались его воскресению".(1) Согласно одной из версий мифа, особенно распространенной в Пессинунте - центре культа Матери богов Кибелы, Аттис оскопил себя под сосной и умер от потери крови. По мнению Дж. Фрэзера членовредительство Аттиса "очевидно, является попыткой объяснить членовредительство жрецов, которые, поступая на службу богине, непременно оскопляли себя". 

 

Римляне узаконили на своей родине культ Кибелы и справляли весенний праздник Кибелы и Аттиса, в котором главную роль играл ствол срубленной сосны, перебинтованный, словно труп, шерстяными повязками и обложенный со всех сторон букетиками фиалок. На ствол подвешивалась статуэтка Аттиса. На эти действия отводился первый день праздника. Во второй день, в основном,  трубили в трубы, а  третий день назывался Кровавым, потому что в этот день "архигалл (первосвященник) вскрывал себе вены на руке", а жрецы более низкого ранга, приведя себя в исступленное состояние звуками "варварской музыки" и бешеным танцем, "начинали наносить себе раны глиняными черепками и ножами, забрызгивая алтарь и священное дерево своей кровью"

На основании тщательного анализа мифа о Кибеле и Аттисе, Дж. Фрэзер делает заключение, что "первоначально Аттис был духом дерева...  Аттис в качестве древесного духа, как считалось, располагает властью над плодами земли, его даже отождествляли с хлебом. Один из эпитетов этого бога — «очень плодородный». Его звали «сжатым зеленым (или желтым) хлебным колосом», а историю его страданий, смерти и воскресения верующие истолковывали как нанесение серпом ран созревшему колосу, закладку зерна в закрома и его возвращение к жизни во время сева".(1)

Фиалками украшали могилы римляне в день поминовения умерших. На званые обеды надевали фиалковые венки, так как считалось, что эти цветы оказывают "прохлаждающее действие". Фиалкам приписывалась также способность смягчать головную боль с похмелья. Старинное народное верование советует первые три фиалки, найденные на опушке леса, проглотить как средство, предохраняющее от болезней. В средние века появление первой фиалки было поводом для веселых весенних праздников и танцев на открытом воздухе. 

В сельской  местности считается плохой приметой приносить в дом меньше, чем такой букетик фиалок, какой обхватывает рука. Считалось плохим знаком - к смерти, если фиалки зацветали осенью. Увидеть фиалку во сне хорошо: это предвещало благоприятные изменения в жизни.  В былые времена фиалки включали в состав любовных напитков и амулетов. Цветки и листья фиалок использовали в разнообразных лечебных целях: против лихорадки, желтухи, плеврита и простуды. Примочками из листьев лечили опухоли, язвы, больное горло. "В греческой легенде о фиалках говорится, что они впервые выросли на том месте, где Орфей положил на мшистом берегу свою лютню". (2)

Обитатели английской глубинки также утверждают, что этот милый цветок принесет беду, если внести в дом меньше полной пригоршни фиалок. Очень опасно вносить в дом одну или две фиалки: в этом случае заболеют и умрут цыплята и гусята. Ну, а если фиалка цветет осенью, то это предвещает смерть тому человеку, на земле которого она расцвела. (3)

В христианской символике скромная стыдливая фиалка имела дурную репутацию из-за того, что она некогда была символом Афродиты. По этой причине фиалку считали "цветком желания". (4)

Использованные материалы:

  1. Д.Дж.Фрэзер. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. Второе издание;
  2. Кристина Хоул. Энциклопедия примет и суеверий;
  3. Филиппа Уэринг. Популярный словарь примет и знамений:
  4. Барбара Уркер. Символы, сакралии, таинства;
  5. Лекарственные растения. Словарь.

Реклама

Книги