Грибы в мифологииНа другом конце света у индейцев сохранилось отношение к галлюциногенным грибам как к священным существам, со сверхъестественной помощью которых страждущие получали помощь в лечении и  восстановлении духовной гармонии и физической целостности.

Магическими грибами индейцев были грибы рода Psilocybe (псилоцибиновые грибы). В переводе с греческого, слово "псилоцибе" означает "лысая голова". Астеки называли их Теонанакатль (букв. "плоть бога"), месатеки называют их «говорящими» грибами.

На Юго-Западе Северной Америки галлюциногенные грибы в современное время не используются, хотя мухомор красный и другие подвиды произрастают в этом районе.  Однако петроглифы запечатлели шаманов, которые держат в руках грибы или грибообразные объекты. Вполне возможно, что грибы у североамериканских индейцев  использовались в доисторические времена.

 

В Мексике из всех видов шаманских грибов самым важным является Psylocybemexicana, который растет на сырых пастбищах. «Состояние опьянения, вызываемое мексиканскими грибами-псилоцибами, характеризуется живыми яркими галлюцинациями и необычными слуховыми впечатлениями. Именно по последней причине масатеки с  почтением утверждают, что «грибы разговаривают». Единственная цель, которую преследуют масатекские шаманы, употребляющие священные грибы,  –  определение причины болезни.

В настоящее время галлюциногенные грибы используются в ритуальных целях не только масатеками, но и индейцами нахуа, живущими в штате Пуэбло и тарасками из Мичоакана.  Церемония вкушения грибов происходит всегда ночью, сопровождается пением и заклинаниями и называется велада. В двух таких всенощных в Уаютле участвовал Гордон Уоссон. Церемонию проводила женщина из племени масатеков по имени Мария Сабина, которая объяснила европейцу, что «цель велады – дать пациенту возможность получить консультацию шамана по какому-то своему делу (например, по поводу болезни, кражи, потери или причины несчастного случая)».

Чтобы достичь контакта со сверхъестественными силами, Мария Сабина съела тринадцать пар грибов, другим участником давали по пять или шесть пар. Перемежая пение с бормотанием каких-то слов на масатекском и испанском языках, женщина вместе со своей дочерью начала призывать духов священных грибов. «Сама Мария так объясняла воздействие на нее священного опьянения: «Я вижу падающее Слово, вижу, как слова опускаются сверху вниз. Они, словно маленькие светящиеся предметы, падают с неба. Слово падает на Священный Алтарь, на мое тело. Я ловлю их рукой, одно за другим».

Важно помнить, что речь в этом случае идет о священном языке: «Собственно, говорит сам Бог. Грибы суть лишь воплощения божественного Логоса. В священном грибе Слово обретает плоть».

 

Использованные материалы:

  1. Невилл Друри. Шаманизм.