МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Боярышник. Часть 1

БоярышникБоя́рышник (лат. Crataégus), колючий кустарник или небольшое деревцо, относится к семейству Розовые (Rosaceae). Его нежные белые цветки расцветают весной, окутывая деревце воздушной пеленой своих лепестков. Латинское название происходит от греч. κραθαιος («крепкий»), что отражает, возможно, не только свойство древесины, но и указывает на  долголетие растения – его возраст может достигать 300-400 лет!  Примечателен цвет древесины боярышника - беловато-розовый, красновато-жёлтый или красноватый.  Цветение и плодоношение наступает в возрасте 10—15 лет.  Цветки белые, но у садовых форм бывают розовые или красные. Плоды похожи на мелкие яблочки, окраска их варьируется от оранжево-жёлтой, красной до почти  чёрной. В пору плодоношения деревце усыпано словно каплями крови  мелкими красными плодами.

 

 

Совокупность всех этих отличительных   признаков  послужила основанием для признания боярышника деревом  богини-матери, оберегающей и ведущей человека от рождения до смерти. В греческой мифологии это цветущее в мае дерево олицетворяло белую богиню Майю – мать Гермеса. В буддистской традиции Майей было имя матери Будды. Таким образом богиня выступала матерью  Просветленных  разных версий. Она была богиней любви и смерти, т. е. вечно юной девой, порождавшей Бога, и бабкой, сопровождающей его до конца жизни. Ее дерево ассоциировалось с женской сексуальностью и губительными заклинаниями.

В хеттской мифологии боярышник выступал хранителем долголетия богов, и даже свой совет боги  устраивали под этим деревом. В греческой мифологии  зацветающий весной боярышник  был посвящен богу брака Гименею, однако первоначально устройство браков было прерогативой богини. Афинянки при бракосочетании украшали голову венками из боярышника. Римляне клали листья боярышника в колыбели, чтобы отвадить злых духов от младенцев.

В Англии боярышник назывался майским деревом. И хотя в качестве майских деревьев могли выступать и другие деревья, но каждый год в мае  именно цветы боярышника собирают, сплетают в венки и укладывают вокруг майских деревьев. «В соответствии с извечной символикой фаллического культа венки есть выражение женского начала, расположенного вокруг фаллического мужского. Сбор цветов для этого праздника получил название «празднование весны». Срубить боярышник  считалось  очень несчастливым делом. Смельчака ожидали всевозможные несчастья, вплоть до ослепления и смерти. Однажды, некий человек  увидел струящуюся из ствола кровь, когда  начал срубать боярышник. Это напугало его так, что он бросил это дело и оставил дерево в покое.

В Ирландии надо было перед срубанием предварительно испросить разрешения у фей, и, поскольку феи были связаны с боярышником, сидеть под ним в те дни, когда эти духи «промежуточного звена» особенно могущественны, скажем, на Первое мая, в канун Иванова дня или Дня всех святых, опасно – есть риск, что они тебя заколдуют или заберут к себе.  

Со временем отношение к белым цветам боярышника изменилось на прямо противоположное: их стали связывать со смертью и несчастьем. В наши дни в Британии весьма распространено предубеждение против внесения в дом цветка боярышника, «белого мая». Это грозит домочадцам смертью или другим серьезным несчастьем. Детям запрещают приносить его домой, потому что в противном случае их мать умрет, и это представление они часто проносят по жизни, так что ныне  многие взрослые не решаются украшать свои дома майскими цветами, хотя их мать и не живет с ними вместе. В некоторых местностях утверждают, что мести пол веткой боярышника, сорванного в мае, означает «вывести» из дома главу семьи».

До перехода в 1752 году на новый календарь, когда май начинался на одиннадцать дней позже, чем сейчас, боярышник к празднику обычно уже зацветал. Тогда его побеги и ветви с удовольствием приносили в дома и вплетали в майские венки. Ходившие по домам с песнями колядники оставляли на пороге ветви на счастье, и тот из прислуги, кто первый вносил в дом цветущую ветвь, награждался миской сливок. А в Корнуолле, вплоть до 1924 г., каждый, кто приносил в маслобойню ветку цветущего боярышника такой длины, чтобы ею можно было обвязать большой глиняный горшок, в котором хранились сливки, получал его в награду вместе со всем содержимым. Эта традиция  говорит о том, что боярышник признавался деревом, ответственным за плодородие, в данном случае животное.

Использованные материалы:

  1. Джон Фоли. Энциклопедия знаков и символов;
  2. Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства;
  3. Энциклопедия суеверий;
  4. Ф. Уэринг. Популярный словарь примет и знамений.

Реклама

Книги