Деревья
Деревья в мифологии
Деревья в мифологии
При всех различиях, касающихся количества шаманских деревьев и их особенностей, общим для шаманства в целом, было представление о вселенском дереве-пути, благодаря которому шаман мог совершать свои путешествия по мирам и переходить из одного мира в другой. Поэтому у жилища каждого шамана обязательно водружался аналог этого вселенского дерева либо в виде срубленного деревца, либо в виде одного или нескольких столбов, жердей, увенчанных одной или несколькими фигурками птиц. Такие столбы назывались шаманскими деревьями и перед ними шаман отправлял культ - приносил жертвы своим духам-помощникам и возносил благодарения или мольбы духам. Кеты и селькупы даже называли такой шаманский столб «жертвенным деревом». Роль и назначение шаманского дерева наглядно проступают из слов ритуальной песни селькупского шамана: «У дерева жертву небу приношу, а мольба моя по дереву вверх поднимается».
Семена этой лианы в отличие от коричневых и круглых семян ололиуки, имеют черный цвет и удлиненную форму. Черные семена, более сильнодействующие, часто называют macho («мужчина»), — их употребляют мужчины; коричневые семена, называемые hembra («женщина»). употребляются женщинами. В некоторых деревнях сапотеков известны оба вида, Turbina corymbosa и Ipomoea violacea; в других используется только последний.
Астекской богиней-матерью, богиней земли была Тласольтеотль, мать двух божеств плодородия – Макуильшочитля, бога цветов и весенней растительности, и Синтеотля, бога маиса. В гимнах они часто отождествлялись, однако Макуильшочитль («пять-цветок»), или Шочипилли («владыка цветов»), был также связан с ололиуки и считался «божеством-покровителем священных галлюциногенных растений» и «цветистых снов».
Это - вьюнок Turbina corymbosa, с тонкими сердцевидными листьями, белые цветы которого имеют форму трубы. На старинном рисунке это растение изображено как вьюнок ипомея (Morning Glory).
Один испанский отчет, написанный вскоре после конкисты, утверждал, что у астеков есть «трава, называемая coatl-xoxo ihqui (зеленая змея), которая дает семена, называемые ололиуки». Действительно, на языке науатль это растение называется coaxihuitl — «растение-змея», а «ололиуки» - это название его маленьких, коричневых, овальных семян, которое буквально означает «круглая вещь».
Стебель лианы может быть травянистым, как у вьюнков, или деревянистым как у виноградной лозы. Он может прикрепляться к стволу усиками или присосалами – особыми короткими корнями, выходящими из нижней поверхности ветвей, может просто обвивать ствол своим стеблем. Некоторые лианы удерживаются между разветвлениями дерева, опираясь на них своими боковыми ветвями, иглами, колючками.
Среди множества версий мифа о происхождении людей, одной, довольно распространенной, является версия о растительном происхождении. У кайанов, обитателей индонезийского острова Калимантан, происхождение первых людей связано с лианой.
Смоковница, обвитая виноградной лозой, словно змеей... Дж.Д. Фрэзер пишет, что в Восточной Африке «поклоняются особой породе смоквы-паразита, которая постепенно обвивает весь ствол дерева-хозяина блестящими беловатыми кольцами своих гладких корней и ветвей. Такие деревья масаи умилостивляют тем, что закалывают козу и выливают ее кровь у основания ствола».
В Африке смоковницы считаются священными деревьями, и их очень редко срубают.
В исламе смоковница - Древо Небес, священное древо, так как им клялся Аллах. Это отражено в Коране в одноименной суре «Смоковница»: «Клянусь смоковницей и маслиной, и горою Синаем…» (Сура 95 Смоковница, аят 1–2). Согласно "Агаде" запретным плодом на древе познания в райском саду была фига, а не яблоко: «А ты, Адам, поселись ты и жена твоя в раю; питайтесь, чем хотите, но не приближайтесь к этому дереву» (Сура 7 Преграды, аят 18/19).
Смоковница и виноградная лоза стали символами изобилия библейской земли. В Талмуде так сказано об этом: Однажды Бар Иехезкель увидел козу, пасущуюся под смоковницей, и молоко изливалось из нее, и мед вытекал из плодов, и смешивалось одно с другим, и сказал он: "Вот земля, текущая молоком и медом" (см. Ктубот 111б).
В апреле на ветвях смоковницы появляются т. н. «ранние смоквы» (евр. паггим), которые символизируют конец зимы. Эти плоды не очень сочные, но их употребляют в пищу, т.к. других фруктов это время года нет. В начале лета на том месте, где висели ранние смоквы, образуются сочные смоквы, поспевающие к концу мая – началу июня. Эти летние смоквы (евр. биккура) очень вкусные, но храниться долго не могут. Наконец, к концу лета поспевают т. н. «поздние смоквы» (евр. теэна), самые вкусные, которые едят в свежем виде и засушивают, храня их в связках.
Присматривать за всеми «хорошими для пищи», т. е. плодовыми деревьями бог поручил Адаму: «И взял Господь Бог человека, и посадил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его». Однако при этом первому человеку было поставлено условие, нарушение которого грозило смертью: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; А от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь».
Женщина, созданная в помощники первому мужчине, нарушила запрет и убедила Адама последовать ее примеру. Последствия этого проступка известны всем последователям иудейской, мусульманской и христианской религий. Для Адама же с Евой первым последствием было прозрение, вторым - использование фиговых листьев в качестве первой одежды, а третьим – изгнание из сада и переход от выращивания и ухода за плодовыми деревьями к изнурительному земледельческому труду.
Это удивительное дерево-рощу европейцы назвали «баньяном» по наименованию индусских торговцев – banias, устраивавшихся для торговли, отдыха и общения под его обширной кроной. Многие виды фикусов со временем становятся баньянами, но у индийского вида Ficus benghalensis эта особенность проявляется чаще всего, и он наиболее знаменит. Фикус имеет крупные темно-зеленые листья и небольшие круглые красные плоды. По виду они напоминают инжир, в пищу не пригодны, но для обезьян и птиц являются любимым лакомством.
Ветви четырех священных деревьев образовывали арки над четырехугольным алтарем в «Матсья-пуране». Один из гимнов Ригведы славит царя Варуну, который «в бездонном (пространстве)... Держит прямо вершину дерева. (Ветви) направлены вниз. Их основание – наверху. Да укоренятся в нас лучи!» (РВ I, 24, 7) Мировое дерево в Майтри-упанишаде (VI 4) описывается как arbor inverse – перевернутое дерево: «Наверху (ее) корень – трехстопный Брахман, (ее) ветви – пространство, ветер, огонь, вода, земля и прочее. Это Брахман, зовущийся единой смоковницей».
Древнеиранский бог Митра появился на свет из скалы на речном берегу и встал под крону священного фигового дерева – символа знания и жизненной силы. В руках юное божество уже держало атрибуты своего служения: факел, освещающий путь, и кинжал для убийства первозданного быка. Существуют также сцены рождения Митры, изображающие его высунувшимся на половину из верхушки дерева, вероятно, той же священной смоковницы.
В Индийской мифологии известен образ священной смоковницы Ашваттхи – Мирового древа, воплощавшего собой «сакральность непрерывно возрождающейся Вселенной». Корни представлений о Мировом дереве - священной смоковнице, фиговом дереве или ficus religiosa ведут в еще доведическую Индию. На печатях протоиндийской культуры III тысячелетия находят изображения этого дерева, примечательного тем, что его ветви растут в четырех направлениях.
В мифах италиков этой богине отводилось большое место. У фалисков и латинов она являлась главным божеством, и, по-видимому, считалась прародительницей, богиней плодородия и покровительницей инициаций. Ей были посвящены отличающиеся плодовитостью коза, смоковница и змея – олицетворения оплодотворяющего начала. В римском Палатине смоковнице поклонялись как символу самой богини. Юноне был посвящен праздник Матроналии, справлявшийся 1 марта.
Под священной смоковницей стоял храм, посвященный богине материнских сосков Румине, покровительнице грудных детей. Второй женский праздник, в котором рабыни участвовали наравне со свободными, справлялся 7 июля и назывался Ноны Капротины. Этот древний римский праздник «связывал богиню фиговых деревьев Юнону Капротину с похотливым богом-козлом». Под священной смоковницей женщины, справлявшие праздник, приносили жертвы.
В июне в Греции и Малой Азии проводилось искусственное опыление культурных фиговых деревьев, для чего на них развешивали связки диких каприфиг. Поэтому главной целью весенних Таргелий было сообщение плодородия фиговым деревьям, обновление энергии природы. Человеческие жертвы на Таргелиях в качестве искупителей чужих грехов стали выступать позже. Роль жертвы играл, как правило, преступник, которого «водили по улицам, кормили, затем пороли зелеными ветками и наконец изгоняли или убивали». Со временем жертвы, если они не были обреченными на казнь преступниками, а бродягами или опустившимися людьми, стали просто изгоняться.
Изображения итифаллического божества Приапа делались из фигового дерева. Связь Приапа со смоковницей отразил Феокрит (Эпиграммы, IV): "Этой тропой обогни козопас, ты дубовую рощу; / Видишь – там новый кумир врезан в смоковницы ствол. / Он без ушей и трехногий, корою одет он, но может / Все ж для рождения чад дело Киприды свершить. / Вокруг он оградой святой обнесен. И родник неумолчный / Льется с утесов крутых…».
Являясь воплощением плодовитости, вожделения и женского начала, смоковница стала символом брака, и часто сопоставлялась с образом многогрудого дерева, потому что плоды на дереве появляются раньше листьев. Кроме того, «фиги, - как сообщает Барбара Уокер, - так же как абрикосы и гранат, символизировали женские половые органы. ...В Греции влагалище эвфимистически называли «sycon», т. е. фигой».
Роль ос, вылетающих из каприфиг с пыльцой на лапках, и оплодотворяющих этой пыльцой фиги, была известна уже древним грекам. Этими «оплодотворяющими» связками каприфиг даже торговали, перевозя их с острова на остров. Их подвешивали к деревьям с фигами для привлечения ос и получали хороший урожай. Операция эта была известна под именем "caprificatio", по названию caprificus – каприфига. О таком способе опыления упоминают Плиний и Теофраст. В наше время на 100 женских деревьев высаживают 5-6 мужских, и этого вполне достаточно для получения хороших урожаев.
В Греции культура смоковницы-инжира существует с IX – VIII веков до нашей эры. Плоды инжира и виноградные кисти в античности считались атрибутами бога Диониса, а также фаллического бога Приапа. Древние греки видели в фиге «откровенный сексуальный символ. Они представляли плод фигового дерева в виде фаллоса, а будучи разрезанным пополам, он напоминал вульву. Поэтому он был священным плодом Венеры, богини любви, и Диониса, бога виноделия и эротических удовольствий».