МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Мирра

Смола на коре миррыМирра - это кустарниковое растение вида Commiphora, произрастающее в Аравии. Знаменито это растение своей одноименной смолой. "На рынках Йемена янтарные комочки ладана соседствуют с коричневатыми, поблескивающими на сколе камнями, напоминающими точильные. Это не камни, а много раз уже упомянутая «сестра ладана» - мирра. Деревья рода коммифора из общего с ладаносными деревьями семейства бурзеровых сочатся бурой смолой с приятным запахом и приятным вкусом. Говоря о химическом составе мирры (камедь, смола-миррин, эфирное масло-миррол), энциклопедия упоминает и «горечь неопределенного состава». Эта горечь дала название мирре, ведь «мурр» по –арабски значит «горький».

Мирру получают из надрезов коры - это застывший древесный сок.  Однако лучшим сортом мирры считалась "самоточная", та что сама вытекала из растения естественно, а та что собиралась из специально нанесенных надрезов считалась худшей.  Теофраст писал: "Ветви этого дерева очень душисты. Чистая камедь ценится вдвое дороже серебра: смешанная в зависимости от количества подмены". В Элладу камедь поступала всегда в смешанном с каким-либо веществом  виде.

 

 

Египтяне использовали мирру для мумифицирования, что в некоторой степени объясняет  понимание ее как символа смерти. Евангелие от Матфея повествует о волхвах, пришедших поклониться новорожденному Иисусу и подаривших младенцу золото, ладан и смирну мирру: "мирра означала его грядущую смерть". Мирра же была поднесена Христу на кресте (Мк. 15:23). Высказывалось также предположение, что терновый венец Христа был также сплетен из колючих ветвей миррового дерева.

Впервые мирра или в русском переводе "смирна" упоминается в Библии в книге Исход глава XXX. 23: "Возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот сиклей, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, кассии пятьсот сиклей, по сиклю священному и масла оливкового пятьсот гин. И сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания".

Мирра часто упоминается в описании обрядов Адониса "спасителя" нехристианской традиции, отдавшего миру свою кровь. Обе матери - Адониса и Христа - были связаны с мирровым деревом: мать Адониса называли Миррой (мирровым деревом), а непорочную мать Христа ранние христиане именовали Миррой моря.

Адонис, божество умирающей и воскресающей растительности, родился, если верить преданию, от миррового дерева: после девятимесячной беременности кора дерева лопнула, и на свет появился прекрасный младенец. Согласно позднейшей версии Адониса родила Мирра, царская дочь, с которой собственный отец вступил в кровосмесительную связь.  Боги превратили Мирру в дерево, из которого в положенный срок родился младенец. Д. Фрэзер предполагает, что возникновение этого мифа связано с использованием мирры в качестве благовония на празднике Адониса.

" С точки зрения древнего символизма рождения и смерти понятна и даже  неизбежна двойная роль матери,  дающей и отбирающей жизнь". Трех Марий у распятия называют также, как языческих жриц смерти - мироносицами (myrrhophores), т.е. носительницами мирры. 

Мирровые деревья были доставлены в Египет из Пунта при царице Хатшепсут. Их высадили в роскошном парке около храма в Дейр-эль-Бахри.

Использованные материалы:

  1. М. Родионов. Голубая бусина на медной ладони;
  2. Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства:
  3. Дж Д. Фрэзер. Золотая ветвь.

Реклама

Книги