Виноград в мифологииВиноград (лат. Vitis) плодовое растение, побеги которого называются виноградной лозой, а плоды – виноградными гроздьями. Гибкая лоза оплетает любую вертикальную опору – деревья, колья изгороди, балконные опоры и пр. Увешанная гроздьями спелых плодов, в обрамлении крупных зеленых листьев, виноградная лоза очень красиво смотрится и является излюбленным мотивом декора.

По определению Н.И.Вавилова основными центрами происхождения винограда являются среднеазиатский и переднеазиатский, в котором виноград представлен огромным разнообразием культурных и диких форм. Данные палеоботаники показывают, что родиной культивированного винограда является регион Восточной Анатолии, Загроса и Закавказья.  

Виноград превосходно растет на  почве, удобренной вулканическим пеплом. Слово «виноград» до сих пор ассоциируется в некоторых языках с горным ландшафтом (ср. нем. Weinberg «виноградник» - буквально «винная гора»). Неудивительно, что семена наиболее древних сортов окультуренного винограда находили при археологических раскопках в горных и предгорных районах Восточной Анатолии, а на севере Загросских гор археологи обнаружили девятилитровые кувшины со следами виноградного сока на стенках, датируемые 5400 лет до н. э. 

 

 

В Восточной Анатолии в IX-VI вв. до н.э. располагалось древнее государство Урарту. Из Библии нам известно, что ковчег Ноя остановился на «горах Араратских».  Поскольку в графике семитских языков краткие гласные звуки не пишутся, слово r-r-t в переводах транскрибируется по-разному: Арарат, Урарту. Высадившись из ковчега Ной, вознес хвалу Господу и насадил виноградник. Таким образом, библейский Ной выступает первым виноградарем, а «родиной винограда следует считать горную страну Урарту». Развалины древней столицы Урарту Тушпы до сих пор можно видеть на восточном берегу озера Ван.

По мнению А.Ф. Гаджимуратова «исходной отправной точкой терминов, связанных с виноделием...  является регион древнейшего земледелия в предгорьях Восточной Анатолии, Закавказья и Загроса – прародина народов, называемых сегодня кавказскими». Это утверждение подтверждается  существованием в северокавказских языках слова wi-, означающего «кровь» и «вино». В таком же значении это слово перешло в индоевропейские языки, образовав такие понятия как лат. vena «кровеносный сосуд» и  venucula «сорт винограда», vindicta > ит. vendetta, англ. vengeance «кровная месть», русс. вина и др.

Виноград в мифологии«Одним из примеров соответствующих семантических и этимологических переплетений является также образ богини садов и любви в римской мифологии – Венеры (лат. Venus), имя которой, несомненно, также связано с древним обозначением вина». Праздники в честь этой богини именовались по-латински Veneralia (ср. лат. veneratio «чествование»,  что находит параллель в  древнем хуррито-хеттском ритуале принесения богам пожертвований в виде вина, выливаемого перед их изображением.   На Аппенинах они отмечались 1-го апреля и 19-го августа, совпадая по времени с началом сева (апрель-май) и сбором винограда (август-сентябрь). Отсюда  лат. vinndemia «сбор винограда» и фриул. mes de vendemia «сентябрь».  

Предпочтение, которое отдает виноградная лоза удобренной вулканическим пеплом почве, выразилось в виде  брачных отношений Венеры с древнейшим божеством огня Вулканом (лат. Vulcanus, этр. Velxanu), греческим Гефестом.  «Связь богини виноградников с богом вулканов является аллегорическим отображением соответствующих наблюдений и реальной действительности».

 

Использованные материалы:

  1. И.Ф. Гаджимуратов «О кавказском происхождении слова «вино».