МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Лесной орех. Часть 1

Лесной орех в мифологииЛесной орех, орешник (лат. Corylus) – кустарник с тонким стволом, с круглыми или широкоовальными, довольно большими листьями. Средняя высота куста – 5 м, изредка может достигать 7 м.  Зацветает с марта-апреля или с апреля- мая (в зависимости от региона). Цветы лещины появляются до распускания листьев и свисают изящными желтоватыми серёжкам. Опыляются ветром. Встречается этот кустарник почти по всей территории Европы вплоть до Урала, в том числе на Балканах, в Крыму и Скандинавии, а также в Малой Азии. Скорлупу орешка лещины находили среди остатков свайных построек не только железного, но и бронзового века.

Орех фундук,  «родственник»  дикорастущего орешника,   представляет собой культурный сорт лесного ореха. Фундук произрастал в  Малой Азии и на Кавказе, откуда он и распространился по Южной Европе, продвинулся на север, а в XVII—XVIII веках был завезён в Америку. Больше всего разводят фундук в Турции. В двух «ореховых» районах страны – Трапезунде и Карасунде жители почти поголовно заняты выращиванием фундука. Турецкий орех не очень крупный, зато самый вкусный.

 

 

С давних времен плоды всех ореховых кустарников использовались в пищу. Пищевая ценность, целительные свойства и доступность сбора орехов сделали орешник одним из популярных деревьев в мифологии, а плод орехового дерева - символом сосуда с таинственными благами, драгоценное содержание которого заключено в твердую оболочку. «В иудейском комментарии к Библии (Мидраш ха-На’элам) Священное Писание сравнивается с орехом. Скорлупа соответствует в нем историческим фактам, которые содержат символы и тайны».  Народное выражение «твердый орешек» означает трудную для решения задачу, а «пустой орех» - никчемного человека. Символизм ореха заключается так же в срытой сексуальности и потаенном плодородии, сохранившихся в обычае одаривать новобрачных орехами.

Самыми необыкновенными свойствами наделялась ореховая ветвь. Многие народы считали, что она обладает свойством указывать на зарытые в земле клады. Немцы с этой целью срезали при свете луны в Иванову ночь однолетний побег лесного ореха. Совершать эту же процедуру можно было и  ранним утром в воскресенье; главным условием было, чтобы лучи  заходящего либо восходящего солнца обязательно коснулись бы ветви.

Считалось также, что ореховый прут указывал и на скрытые в земле водные ключи. Поэтому чехи пытались отыскать клады с помощью освященной вербы и трех палочек орешника: одна палочка служила для обнаружения золота, вторая – серебра, а третья – водных ключей. Современные искатели воды тоже пользуются ореховыми рогулинами. Сборщики волшебных семян папоротника часто использовали рогатинки из лесного ореха, чтобы трясти папоротник. Этим они в какой-то мере предохраняли себя от опасностей, связанных с этим рискованным занятием (см. папоротник).

В Англии ореховая рогатина вплоть до семнадцатого века использовалась не только для отыскания спрятанных сокровищ или подземных вод, но и для определения убийцы и вора. Более того, в изданной в 1496 году «Книге святого Альбана» дан рецепт, как сделаться невидимым с помощью орехового прута: надо нести прут с зелеными побегами высотой в полторы морских сажени.

Сплетенная из ореховых ветвей шапочка на голове сулила счастье и исполнение желаний ее обладателю. Считалось, что на море она предохраняла от кораблекрушения, поэтому в обычае европейских капитанов было надевать на себя «волшебные шапочки», чтобы корабль остался в безопасности даже во время самого сильного шторма.

 

Использованные материалы:

  1. В.И. Артамонов Зеленые оракулы;
  2. Кристина Хоул. Энциклопедия примет и суеверий;
  3. Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов;
  4. Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства.

Реклама

Книги