Back to Top

Сайт посвящен мифологическим представлениям народов мира

Деревья

Деревья в мифологии

Смоковница. Часть 1

Смоковница в мифологииСмоковница (лат. Ficus carica) – плодовое дерево, известное под разными именами - фикус, инжировое или фиговое дерево, бо, бодхи. Плоды смоковницы – смоквы называют также фигами, инжиром, винными и смирнинскими ягодами. Название фикуса происходит от названия  горной области в Малой Азии – Карии (Caria), где фикус активно культивировался с древности.

Предположительно смоковница является самым древним культивируемым плодовым деревом. В Иорданской долине во время археологических раскопок были обнаружены ее окаменевшие плоды, которым оказалось более 11 тысяч лет.  Ботаническая характеристика этого плодового дерева описывает его как крупный кустарник или небольшое дерево, достигающее в высоту до 10-12 м и живущее до 100-200 лет, в некоторых случаях – до 300 лет.

Ствол смоковницы с блестящей корой обычно искривлен, широко раскинутые ветки с крупными листьями образуют густую крону.  Листья обычно трех-пятилопастные или цельные опадают в начале зимы, в южных странах – с началом  сезона дождей. Дерево остается голым, пока в начале апреля не начнут распускаться почки, возвещая приближение лета.  Молодые побеги толстые, интенсивно зеленые, с млечным соком. Незрелые плоды несъедобны из-за едкого млечного сока.

Яблоня. Часть 13

Яблоня в мифологииЯблоня выступает как древо познания добра и зла, и в Европе яблоко является символом искушения и греха. На картинах о грехопадении прародителей змея держит во рту соблазняющее яблоко, хотя в тексте речь идет просто о «плоде» - на Востоке яблоко не было известно.

В зависимости от традиций на месте яблока бывают инжир (смоква), айва или гранатовое яблоко.  Заманчивая сладость яблока ассоциировалась с соблазном греха  из-за схожести латинского слова malus (яблоко)  со словом malum – плохой, злой, греховный. Поэтому в произведениях искусства эпохи барокко нередко смерть в виде скелета держит в руках яблоко: цена первогреха – смерть.

Мотив «запретного плода» существует и в других мифологических системах. Так, в мифах мунда, тибето-бирманцев и австронезийцев сочетаются мотивы лепки человеческого тела из глины и «запретного плода». «Существует немало сибирских текстов, в которых люди становятся сексуально зрелыми, съев определенную ягоду или плод». В якутском мифе антагонист творца, допущенный собакой к еще недоделанным людям, дает одному съесть целую ягоду, а другому - пол-ягоды. Получивший целую ягоду становится женщиной, а получивший половину – мужчиной.

Яблоня. Часть 12

Яблоня в мифологииВ Междуречье яблони не росли. В старовавилонское время такие фрукты как яблоки, груши, вишни, смоквы, цитрусовые в пищевом рационе жителей отсутствовали. Однако следы священной яблони сохранились в шумерской мифологии.

В одной из версий шумерского культового текста, мать Даму  отождествляет себя с кедром из гор Хашхура: "Бока мои – кедр, грудь моя – кипарис, / О няня, члены мои – сочный кедр, / сочный кедр из (гор) Хашхура / черное дерево (острова) Тельмун)".  Горы Хашхура – "Яблоневые горы".

В тексте, условно названном «Горчайшим плачем», описывается бегство Думузи от злобных гонцов подземного мира. Выбравшись из овчарни, Думузи бежит к реке и, сорвав с себя одежды, бросается в реку, надеясь доплыть до противоположного берега, где его ожидают Инанна и Дуттур. Однако на реке начинается разлив, и у Думузи не хватает сил справиться с течением реки: "У яблони на большой плотине / в пустыне Эмуш, / сокрушающие лодку воды / унесли юношу в подземный мир; / сокрушающие лодку воды / унесли супруга Инанны в подземный мир…".

Яблоня. Часть 11

Яблоня в мифологииОбраз яблони лежит в основе индуистского представления о дереве Джамбу (рода яблони), якобы растущего на южном склоне мировой горы Меру.  Вокруг этой горы  располагаются от 4-х до 18-ти двипа («острова», «континенты»). Непосредственно к Меру примыкает Джамбу-двипа -  «яблоневый остров». Иногда Джамбу-двипа отождествляется с Индией.

В джайнской мифологии в центре континента Джамбудвипа лежит земля Махавидеха, горные цепи которой, расходящиеся по промежуточным сторонам света, отделяют две страны: Уттаракуру, где растет калпаврикша Джамбу ("дерево, исполняющее желания")  и Девакуру, с калпаврикшей Шалмали.

В ведийской и индуистской мифологии известен образ Ашвинов («обладающие конями» или «рожденные от коня»), небесных братьев-близнецов, связанных с предрассветными и вечерними сумерками. Они состязались с Сомой за право жениться на Сурье, дочери солнца-Сурьи, и она стала их подругой. На яблоневой лодке катают Сурью божественные близнецы, возят ее в своей трехколесной колеснице.  

Яблоня. Часть 10

Яблоня в мифологииВ мордовской мифологии яблоня выступает космическим деревом. Нишке («высший бог»), глава пантеона, собирает всех богов на пир под яблоней. Народность эрзя считает яблоню «чистым», священным  деревом. В песне о яблоне она называется святым деревом, которое цветет в красном углу, достигая своей  верхушкой неба, «у этого дерева по всей России корни». 

В киргизской мифологической традиции одиноко стоящая яблоня даровала бездетным матерям детей -  женщине надо было всего лишь покататься по земле под деревом. Когда культ святых заменил культ природных духов, детей стали испрашивать у  мазаров этих святых. Существует очень любопытное генеалогическое предание  киргизского племени буга о том, как Сарык, внук родоначальника одного из подразделений, лишившись всех шести сыновей, отправился с женой к мазару Манджылы-ата и стал там просить  у бога детей. «В стоячей воде нашли яблоко. Жена Сарыка, которой было уже  55 лет, съела его и после этого родила двух сыновей: Буларки и Сонно».

Яблоня. Часть 9

Яблоня в мифологииСледы почитания яблони и ее плодов сохранились в славянской мифологии. Ходячая (подвижная, летучая) яблоня с серебряными листьями, золотыми плодами и журчащим из-под корней источником известна из русских народных сказках. Происхождение этой яблони необычно – она вырастает из закопанных внутренностей или пепла сожженной коровы. Следовательно, сказочная корова не умирает окончательно, а перерождается в новом образе.

В русской сказке «Царь-медведь» бычок просит Ивана-царевича и Марью-царевну зарезать его, сжечь, а пепел посеять на трех грядках. Из одной грядки вырастает яблоня, из другой – собака, из третьей – конь. В сказке «Хаврошечка» злая мачеха решает зарезать рябую корову, помогающую Хаврошечке выполнять всю домашнюю работу. Достаточно девушке влезть корове в одно ухо, а вылезти из другого, и вся работа оказывается уже сделанной. Из закопанных косточек коровы вырастает яблоня.

Яблоня. Часть 8

Яблоня в мифологииЧудесная яблоня в индоевропейской традиции выступает атрибутом богинь судьбы, связанных с луной и  загробным миром.  «Три матери мира в ранних греческих и кельтских мифах всегда были тесно связаны с яблонями. Богиня стала хозяйкой райского сада и приветствовала героя Овейна, стоя рядом с яблоней, "которая является осью мира и центром жизни"».

В саге о Вольсунге жена поэта дает ему «яблоки Хель, т. е. дары богини царства мертвых, которые позволили ему жить под землей». Священный знак, скрытый в сердцевине яблока, объясняет почему «герои и поэты часто спускались в царство мертвых (матку), чтобы  познать тайны природы, а иногда и получить богатство». Б.Уокер упоминает книгу Лисмора, скопированную с более раннего материала, в которой три ирландских принца должны были жениться, чтобы познать судьбу. «Три жены олицетворяли Тройственную Богиню и ее священные яблони: одну в цвету, вторую – роняющую лепестки и третью – со спелыми плодами».

Яблоня. Часть 7

Яблоня в мифологииНесмотря на то, что яблоня с золотыми плодами была подарена Гере, владелицей ее выступает древнейшая богиня греческого пантеона Афродита. Вспомним святилище Афродиты на островке Тритонидского озера, обычай афинских молодоженов делить и съедать яблоко при вхождении в брачные покои. Передача или бросание яблок считалось знаком любви.  

Яблоня с золотыми яблоками росла на угодьях  храма,  посвященного Афродите на Кипре. Юноша Гиппомен, который  мог жениться на Аталанте лишь победив ее в беге,  обращается с мольбой о помощи к Афродите, и богиня приносит ему три золотых яблока со своей яблони в ответ на его мольбу. Каждый раз, когда Аталанта догоняла Гиппомена, юноша бросал золотое яблоко и удивленная его необычным видом девушка, останавливалась, чтобы подобрать плод. Три брошенных яблока задержали бег Аталанты, и Гиппомену удалось выиграть бег (см. Апельсин).

Яблоня. Часть 6

Яблоня в мифологииЧудесная яблоня с золотыми плодами  выступает космическим символом оси эклиптики. Очень близко к южному полюсу эклиптики расположена звезда Канопус, к северному – первый виток созвездия Дракона. Профессор истории и философии науки в Массачусетском университете Джорджио де Сантильяна и Герта фон Деченд, профессор истории науки во Франкфуртском университете, «пришли к выводу, что древние считали два конца эклиптики божественными и трансцедентальными местами обитания человеческих душ. Конец, расположенный на севере, в созвездии Дракона, ассоциировался с раем; другой, расположенный на юге, связан с подземным царством мертвых».

Ветви яблони достигают неба, корни уходят в преисподнюю...  Такая космическая символика помогает понять «внутренние смысловые пласты,  заключенные в созвездиях Дракона и Геркулеса, и заодно понять, почему золотые яблоки Гесперид были столь ценным приобретением». Из мифа следует, что дракон Ладон сторожил сад, в котором  росли золотые яблоки бессмертия. Созвездие Дракона показывает, что дракон «по-прежнему является стражем, но теперь охраняет Рай и другое дерево, приносящее плоды вечной жизни». Это дерево -  неподвижная ось эклиптики, «и в этом контексте яблоки предстают как бессмертные звезды и божественные планеты".

Яблоня. Часть 5

Яблоня в мифологииСвидетельством тому насколько велико было почитание яблони в древней Ирландии служит обычай, по которому за срубание  яблони можно было заплатить только живым существом. Такое же правило касалось срубленного орехового куста и дерева в священной роще.

Отголоском подобного обычая в Греции является миф о яблоках Гесперид, за которыми был послан смертный Геракл. Никто не мог безнаказанно сорвать золотые яблоки из сада Гесперид. В греческой мифологической традиции Геспериды выступают то как дочери Ночи, то как дочери Атланта и Геспериды, Форкия и Кето, Геспера, сына или брата Атланта. Число Гесперид колеблется от трех до семи. Древнейшее состояние традиции представлено у Гесиода, локализующего Гесперид на далеком Западе, тогда как более поздние авторы помещали их то в Ливии, то в Мавритании, и даже на островах Атлантического океана (Плиний. Ест. история, VI, 31, 36; Pomp. Mela III, 10).

Яблоня. Часть 4

Яблоня в мифологииСогласно ирландской мистической традиции мудрость прячется под дикой яблоней. В шотландской народной сказке  "Предание о замке Илен-Донен" ворон, яблоня и мудрость  образуют единый семантический ряд. Некогда  вождь одного из кланов, решив  проверить правдивость древнего поверья, гласившего, что для обретения мудрости ребенку, отнятому от груди, надо впервые дать выпить молока из вороньего черепа,  напоил своего сына из такого «сосуда».  «Мальчик рос и однажды отец застал его сидящим под яблоней и бормотавшим не на человеческом языке со стаей птичек. Так вождь убедился, что его сын одарен знанием птичьего языка». Птичий язык – это язык духов, следовательно мальчик обрел шаманскую способность проникновения в Иной мир.

Шотландские сказания о фейнах утверждают, что Фин не умер, а живет на некоем зеленом острове Илен-на-Хойг ("Остров Вечной юности"), который находится где-то далеко на западе, на самом краю света. На этом острове  растут волшебные яблоки и в животворных источниках течет всеисцеляющая вода. К вступившему на берег острова человеку тут же возвращается юность.

Яблоня. Часть 2

Яблоня в мифологииЯблоню повсюду воспринимают как святое дерево. С древнейших времен срубить яблоню или выкорчевать яблоневый сад было дурным предзнаменованием. Во многих странах существовала традиция сажать дерево по случаю рождения ребенка. «Так, немцы в честь мальчика сажали яблоню, в честь девочки – гpушу».  У немцев существовало представление о том, что если женщина, у которой много детей, первой сорвет яблоко с молодого дерева, это дерево будет долго плодоносить. Кроме того, многие немецкие крестьяне считали, что коровий послед непременно надо повесить на яблоню, иначе на следующий год корова не отелится. 

В Англии с яблоками  было связано много суеверий и одним из них было «крещение» яблонь сидром для стимулирования их урожайности. В некоторый районах подобное «крещение» сопровождалось прикреплением куска теста на развилку самой высокой яблони в саду - дар духам, наблюдающим за яблонями для того, чтобы яблони хорошо уродили. Группа жителей поселка приходила «в гости» в чей-нибудь сад, вместе с хозяином и его работниками  окружала деревья и все начинали петь старинную застольную песню в честь яблони. В Корнуолле гости при этом пили сидр и выплескивали остатки на деревья. 

Яблоня. Часть 1

Яблоня в мифологииЯблоня (лат. Malus) –дерево, обильно плодоносящее шаровидными сладкими или кисло-сладкими плодами. Цветет яблоня одновременно с распусканием листьев, обычно в конце апреля – начале мая. Плодоносить начинает с десятилетнего возраста. Яблоня является долговечным растением, отдельные виды могут расти до 3000 лет.

Родиной яблони считается Средняя Азия. В Казахстане и Киргизии яблоня до настоящего времени встречается в диком виде (Pyrus malus). Дерево дикой яблони, в отличие от ее окультуренных сортов, имеет колючки. От дикой яблони произошли все сорта яблонь, культивируемые сегодня. Яблоки-дички собирались уже давно, а крупноплодные окультуренные сорта были известны в Средней Европе еще в эпоху неолита. Даже в средние века плод-дичок применялся для сохранения вина, чтобы оно не прокисло. Считается, что окультуривание  яблони началось не менее 5 тыс. лет назад.  

С яблоней с древнейших времен связаны представления не только о плодородии, основанном на высокой плодоносности дерева, но и о целительных свойствах  плодов яблони. В одном старинном англосаксонском травнике приводится пространная поэма под названием «Колдовство девяти трав». В ней описываются  достоинства девяти из считавшихся в то время наиболее действенными лечебных растений. Яблоня в древнем заклинании названа седьмым растением.

Вишня. Часть 2

Вишня в мифологииВ Китае, благодаря раннему цветению вишни, ее цветы были признаны символом весны, и в китайском календаре служили обозначением января и апреля. Соответственно они служили олицетворением юности, надежды, мужества, женской красоты и женского начала в природе. Вишневое дерево считалось символом удачи и девственности; вульву называли «весенней вишней», в чем, вероятно, сохраняется след древнего обрядового действия: свободного общения полов в период цветения вишни. В стародавние времена этот обряд должен был совершаться в целях обеспечения земного плодородия, но с течением времени, представление о связи цветущего вишневого дерева с обязанностью и правом девушки вступать в половое общение с выбранным ею молодым парнем, трансформировалось в прямо противоположное: вишневое дерево в цвету стало символизировать целомудренность и девственность

Вишня. Часть 1

Вишня в мифологииВишня -  плодовое дерево, которое  относится к роду слива. Ближайшими родственниками вишни являются сакура, черешня, слива, абрикос, черемуха. Ботаническое название вишни Prunus (Cerasus). Название рода сerasus по словам древнего историка Плиния происходит от названия греческого города на побережье Черного моря – Керак, Керасунда, ныне Керасунт.

По преданию вишневое дерево было вывезено римским полководцем Лукуллом после победы над понтийским царем Митридатом (680 год до н.). От римского названия вишни  cerasi произошли итальянское ciliegia, французское cerise, испанское cereza, португальское cereja, немецкое Kirsche, английское cherry, русское черешня.

Существует несколько видов вишни, представляющих собой кустарники и деревья, но самым известным среди них с давних пор является черешня, или вишня птичья Prunus avium. Как полагают, черешня была известна уже за 8000 лет до н. э. в Анатолии и в Европе — на территории современных Дании и Швейцарии (жителям свайных построек).

Апельсин. Часть 3

Апельсин в мифологииВ Англии апельсин считается счастливым плодом. Считалось, что если юноша дарит девушке апельсин, то это укрепит их любовь Цветы апельсинового дерева стали непременным атрибутом каждой свадьбы. Многие считают их талисманом удачи, однако эти цветы символизируют плодородие и гарантируют, что у невесты обязательно будет дети.

В Норфолке был записан интересный пример того, что сохранилось от былой приворотной ворожбы с использованием апельсинов. Мужчина, который хотел добиться любви избранной девушки,  должен был взять апельсин и иглой  проколоть его кожуру по всей поверхности в местах пор. Затем он должен был положить апельсин себе под мышку и проспать с ним всю ночь.  На следующий день он должен был вручить апельсин девушке и проследить, чтобы она его съела. Если это ему удавалось, он мог быть уверен, что она ответит на его любовь.

Цветы апельсина должны были привлечь любовь и содействовать  обретению большого потомства. «Таким образом, цветы апельсина, которыми украшает себя невеста, - это одно из многочисленных проявлений распространенного во всем мире культа щедрых древесных духов. Это призыв к духу апельсина, чтобы он не оставил невесту бесплодной».

Апельсин. Часть 2

Апельсин в мифологииКак символ плодородия апельсин долгое время ассоциировался с любовью и браком. По легенде апельсин был тем самым «золотым плодом», который Юнона дала Юпитеру в день бракосочетания.  Греческий миф рассказывает о том, что Гера получила дерево с золотыми яблоками как свадебный подарок от матери-Земли – Геи. Росли эти золотые яблоки в саду на крайнем западе, который охраняли дочери Ночи – Геспериды. По другой версии Гея подарила золотые яблоки  Зевсу, когда тот женился на Гере.

Три золотых яблока срывает Афродита в угодьях посвященного ей храма на Кипре и вручает юноше Гиппомену, откликаясь на его мольбу. Влюбленный в Аталанту юноша, может жениться на ней лишь одержав победу над ней в беге, между тем еще никому не удавалось обогнать девушку. По совету Афродиты юноша, которого начинает догонять Аталанта, бросает золотое яблоко и Аталанта, удивленная необычным плодом, останавливается, чтобы подобрать его. Трижды примененный прием позволяет Гиппомену добежать первым и жениться на любимой.

Апельсин. Часть 1

Апельсин в мифологииАпельсин (Citrus sinensis) - вечнозелёное плодовое дерево родом из Юго-Восточного Китая. Так, в одной из Китайских рукописей, датируемой 1178 годом, описывается 27 лучших сортов апельсинов и мандаринов. В настоящее время в современных местах обитаниях дикие формы апельсина не найдены.

Место происхождения этого цитруса определило его название в европейских странах – «китайское яблоко». Голландское appel-sien представляет кальку с франц. pomme de Chine (pomme – «яблоко», de – «из»,  Cnine – «Китай»).  Английское название дерева - "orange" - происходит от арабского "naranj". По-персидски апельсин назывался «narang», по-испански «naranja». Начальная буква «n» была утеряна из-за путаницы с неопределенным артиклем в английском языке – слово «a naranja» постепенно превратилось в «an orange».

В Испанию арабы завезли горький апельсин или померанец горький (Citrus aurantium). Сладкий апельсин был завезен позже возвратившимся в Португалию путешественником Васко да Гаммой. В настоящее время Севильский апельсин (померанец) выращивают в основном ради цветов, обладающих сильным ароматом - их используют в парфюмерном производстве.

Шелковица. Часть 6

Шелковица (тута) в мифологииВ Японии шелковица была почитаемым деревом. В глухих горных районах Японии  была широко распространена легенда о  девушке, вступившей в связь с конем, вследствие чего оба  превратились в шелковичных червей. Развилка тутового дерева служила  женским сексуальным символом. На Окинаве существовало поверье, что произнесение слов "развилка тутового дерева" или "пребываю под тутовым деревом", обеспечивало безопасность, когда гремел гром.

Для объяснения этого поверья приводилась легенда о том, что в старину бог грома разбушевался и упал на тутовое дерево. «Поскольку тутовое дерево очень твердое, гром застрял в его развилке и скончался. С той поры гром опасается тутовых деревьев. Также и на островах Амами-Осима, когда гремит гром,  произносят слова "под тутами, под ними".

В других местах, чтобы защититься от грома поднимали над головой листья тута, втыкали ветку тута с листьями перед входом в дом. «В сочинении Масуми (Юки-но тантакухэн, 1786) говорится: "Если с ветром придет бог грома, нужно поднять над головой ветку тутового дерева, и тогда небо прояснится"». Одна из историй объясняет, что «в старину на тутовое дерево, к которому был прикреплен серп,  упал гром. Поскольку гром поранился и скончался, с той поры он опасался опускаться на тутовые деревья, и при звуках грома люди начинали  кричать "тутовое поле, тутовое поле"!

Шелковица. Часть 4

Шелковица (тута) в мифологииВ Китае существовало много историй о чудесных рождениях, связанных с дуплистой шелковицей. Императора Шао-хао звали также Цюнсанши (Рожденный у дерева цюнсай) или Санцюши (Тутовый холм).  Его мать «забавлялась на воде близ тутового дерева – цюнсан со спустившимся с неба божественным юношей, который оказался духом звезды Тай-бо. В память о необычайных радостях, которые она познала, купаясь в этом месте, ребенка и назвали Цюнсан».

В сочинении "Ши и цзи" говорится: "Цюнсан – это одинокое тутовое дерево у Западного моря. Оно тянется вверх на восемь тысяч чи. Листья у него красные, а ягоды фиолетовые. Раз в десять тысяч лет на нем появляются плоды. Съевший их будет стареть медленнее, чем предопределено небом".

По легенде и Чжуань-сюй родился из дерева жо – полого тута, которое в мифе о солнцах растет на крайнем западе. Заходящее солнце садится на это дерево. Взобравшись на него после рождения, Чжуань-сюй стал императором. Даже о Конфуции рассказывают, что он родился из дупла тута. Любопытно отметить, что на многих островах Южных морей существовало представление о мужчине-солнце, который «спустился в нижний мир по священному дереву и оплодотворил женщину – Великую Землю».  Это священное дерево представлялось бесплодным, т. е. полым.

Страница 2 из 9