Back to Top

Сайт посвящен мифологическим представлениям народов мира

Деревья

Деревья в мифологии



Яблоня. Часть 6

Яблоня в мифологииЧудесная яблоня с золотыми плодами  выступает космическим символом оси эклиптики. Очень близко к южному полюсу эклиптики расположена звезда Канопус, к северному – первый виток созвездия Дракона. Профессор истории и философии науки в Массачусетском университете Джорджио де Сантильяна и Герта фон Деченд, профессор истории науки во Франкфуртском университете, «пришли к выводу, что древние считали два конца эклиптики божественными и трансцедентальными местами обитания человеческих душ. Конец, расположенный на севере, в созвездии Дракона, ассоциировался с раем; другой, расположенный на юге, связан с подземным царством мертвых».

Ветви яблони достигают неба, корни уходят в преисподнюю...  Такая космическая символика помогает понять «внутренние смысловые пласты,  заключенные в созвездиях Дракона и Геркулеса, и заодно понять, почему золотые яблоки Гесперид были столь ценным приобретением». Из мифа следует, что дракон Ладон сторожил сад, в котором  росли золотые яблоки бессмертия. Созвездие Дракона показывает, что дракон «по-прежнему является стражем, но теперь охраняет Рай и другое дерево, приносящее плоды вечной жизни». Это дерево -  неподвижная ось эклиптики, «и в этом контексте яблоки предстают как бессмертные звезды и божественные планеты".

Подробнее...

Яблоня. Часть 5

Яблоня в мифологииСвидетельством тому насколько велико было почитание яблони в древней Ирландии служит обычай, по которому за срубание  яблони можно было заплатить только живым существом. Такое же правило касалось срубленного орехового куста и дерева в священной роще.

Отголоском подобного обычая в Греции является миф о яблоках Гесперид, за которыми был послан смертный Геракл. Никто не мог безнаказанно сорвать золотые яблоки из сада Гесперид. В греческой мифологической традиции Геспериды выступают то как дочери Ночи, то как дочери Атланта и Геспериды, Форкия и Кето, Геспера, сына или брата Атланта. Число Гесперид колеблется от трех до семи. Древнейшее состояние традиции представлено у Гесиода, локализующего Гесперид на далеком Западе, тогда как более поздние авторы помещали их то в Ливии, то в Мавритании, и даже на островах Атлантического океана (Плиний. Ест. история, VI, 31, 36; Pomp. Mela III, 10).

Подробнее...

Яблоня. Часть 4

Яблоня в мифологииСогласно ирландской мистической традиции мудрость прячется под дикой яблоней. В шотландской народной сказке  "Предание о замке Илен-Донен" ворон, яблоня и мудрость  образуют единый семантический ряд. Некогда  вождь одного из кланов, решив  проверить правдивость древнего поверья, гласившего, что для обретения мудрости ребенку, отнятому от груди, надо впервые дать выпить молока из вороньего черепа,  напоил своего сына из такого «сосуда».  «Мальчик рос и однажды отец застал его сидящим под яблоней и бормотавшим не на человеческом языке со стаей птичек. Так вождь убедился, что его сын одарен знанием птичьего языка». Птичий язык – это язык духов, следовательно мальчик обрел шаманскую способность проникновения в Иной мир.

Шотландские сказания о фейнах утверждают, что Фин не умер, а живет на некоем зеленом острове Илен-на-Хойг ("Остров Вечной юности"), который находится где-то далеко на западе, на самом краю света. На этом острове  растут волшебные яблоки и в животворных источниках течет всеисцеляющая вода. К вступившему на берег острова человеку тут же возвращается юность.

Подробнее...

Яблоня. Часть 2

Яблоня в мифологииЯблоню повсюду воспринимают как святое дерево. С древнейших времен срубить яблоню или выкорчевать яблоневый сад было дурным предзнаменованием. Во многих странах существовала традиция сажать дерево по случаю рождения ребенка. «Так, немцы в честь мальчика сажали яблоню, в честь девочки – гpушу».  У немцев существовало представление о том, что если женщина, у которой много детей, первой сорвет яблоко с молодого дерева, это дерево будет долго плодоносить. Кроме того, многие немецкие крестьяне считали, что коровий послед непременно надо повесить на яблоню, иначе на следующий год корова не отелится. 

В Англии с яблоками  было связано много суеверий и одним из них было «крещение» яблонь сидром для стимулирования их урожайности. В некоторый районах подобное «крещение» сопровождалось прикреплением куска теста на развилку самой высокой яблони в саду - дар духам, наблюдающим за яблонями для того, чтобы яблони хорошо уродили. Группа жителей поселка приходила «в гости» в чей-нибудь сад, вместе с хозяином и его работниками  окружала деревья и все начинали петь старинную застольную песню в честь яблони. В Корнуолле гости при этом пили сидр и выплескивали остатки на деревья. 

Подробнее...

Яблоня. Часть 1

Яблоня в мифологииЯблоня (лат. Malus) –дерево, обильно плодоносящее шаровидными сладкими или кисло-сладкими плодами. Цветет яблоня одновременно с распусканием листьев, обычно в конце апреля – начале мая. Плодоносить начинает с десятилетнего возраста. Яблоня является долговечным растением, отдельные виды могут расти до 3000 лет.

Родиной яблони считается Средняя Азия. В Казахстане и Киргизии яблоня до настоящего времени встречается в диком виде (Pyrus malus). Дерево дикой яблони, в отличие от ее окультуренных сортов, имеет колючки. От дикой яблони произошли все сорта яблонь, культивируемые сегодня. Яблоки-дички собирались уже давно, а крупноплодные окультуренные сорта были известны в Средней Европе еще в эпоху неолита. Даже в средние века плод-дичок применялся для сохранения вина, чтобы оно не прокисло. Считается, что окультуривание  яблони началось не менее 5 тыс. лет назад.  

С яблоней с древнейших времен связаны представления не только о плодородии, основанном на высокой плодоносности дерева, но и о целительных свойствах  плодов яблони. В одном старинном англосаксонском травнике приводится пространная поэма под названием «Колдовство девяти трав». В ней описываются  достоинства девяти из считавшихся в то время наиболее действенными лечебных растений. Яблоня в древнем заклинании названа седьмым растением.

Подробнее...

Вишня. Часть 2

Вишня в мифологииВ Китае, благодаря раннему цветению вишни, ее цветы были признаны символом весны, и в китайском календаре служили обозначением января и апреля. Соответственно они служили олицетворением юности, надежды, мужества, женской красоты и женского начала в природе. Вишневое дерево считалось символом удачи и девственности; вульву называли «весенней вишней», в чем, вероятно, сохраняется след древнего обрядового действия: свободного общения полов в период цветения вишни. В стародавние времена этот обряд должен был совершаться в целях обеспечения земного плодородия, но с течением времени, представление о связи цветущего вишневого дерева с обязанностью и правом девушки вступать в половое общение с выбранным ею молодым парнем, трансформировалось в прямо противоположное: вишневое дерево в цвету стало символизировать целомудренность и девственность

Подробнее...

Вишня. Часть 1

Вишня в мифологииВишня -  плодовое дерево, которое  относится к роду слива. Ближайшими родственниками вишни являются сакура, черешня, слива, абрикос, черемуха. Ботаническое название вишни Prunus (Cerasus). Название рода сerasus по словам древнего историка Плиния происходит от названия греческого города на побережье Черного моря – Керак, Керасунда, ныне Керасунт.

По преданию вишневое дерево было вывезено римским полководцем Лукуллом после победы над понтийским царем Митридатом (680 год до н.). От римского названия вишни  cerasi произошли итальянское ciliegia, французское cerise, испанское cereza, португальское cereja, немецкое Kirsche, английское cherry, русское черешня.

Существует несколько видов вишни, представляющих собой кустарники и деревья, но самым известным среди них с давних пор является черешня, или вишня птичья Prunus avium. Как полагают, черешня была известна уже за 8000 лет до н. э. в Анатолии и в Европе — на территории современных Дании и Швейцарии (жителям свайных построек).

Подробнее...

Апельсин. Часть 3

Апельсин в мифологииВ Англии апельсин считается счастливым плодом. Считалось, что если юноша дарит девушке апельсин, то это укрепит их любовь Цветы апельсинового дерева стали непременным атрибутом каждой свадьбы. Многие считают их талисманом удачи, однако эти цветы символизируют плодородие и гарантируют, что у невесты обязательно будет дети.

В Норфолке был записан интересный пример того, что сохранилось от былой приворотной ворожбы с использованием апельсинов. Мужчина, который хотел добиться любви избранной девушки,  должен был взять апельсин и иглой  проколоть его кожуру по всей поверхности в местах пор. Затем он должен был положить апельсин себе под мышку и проспать с ним всю ночь.  На следующий день он должен был вручить апельсин девушке и проследить, чтобы она его съела. Если это ему удавалось, он мог быть уверен, что она ответит на его любовь.

Цветы апельсина должны были привлечь любовь и содействовать  обретению большого потомства. «Таким образом, цветы апельсина, которыми украшает себя невеста, - это одно из многочисленных проявлений распространенного во всем мире культа щедрых древесных духов. Это призыв к духу апельсина, чтобы он не оставил невесту бесплодной».

Подробнее...

Апельсин. Часть 2

Апельсин в мифологииКак символ плодородия апельсин долгое время ассоциировался с любовью и браком. По легенде апельсин был тем самым «золотым плодом», который Юнона дала Юпитеру в день бракосочетания.  Греческий миф рассказывает о том, что Гера получила дерево с золотыми яблоками как свадебный подарок от матери-Земли – Геи. Росли эти золотые яблоки в саду на крайнем западе, который охраняли дочери Ночи – Геспериды. По другой версии Гея подарила золотые яблоки  Зевсу, когда тот женился на Гере.

Три золотых яблока срывает Афродита в угодьях посвященного ей храма на Кипре и вручает юноше Гиппомену, откликаясь на его мольбу. Влюбленный в Аталанту юноша, может жениться на ней лишь одержав победу над ней в беге, между тем еще никому не удавалось обогнать девушку. По совету Афродиты юноша, которого начинает догонять Аталанта, бросает золотое яблоко и Аталанта, удивленная необычным плодом, останавливается, чтобы подобрать его. Трижды примененный прием позволяет Гиппомену добежать первым и жениться на любимой.

Подробнее...

Апельсин. Часть 1

Апельсин в мифологииАпельсин (Citrus sinensis) - вечнозелёное плодовое дерево родом из Юго-Восточного Китая. Так, в одной из Китайских рукописей, датируемой 1178 годом, описывается 27 лучших сортов апельсинов и мандаринов. В настоящее время в современных местах обитаниях дикие формы апельсина не найдены.

Место происхождения этого цитруса определило его название в европейских странах – «китайское яблоко». Голландское appel-sien представляет кальку с франц. pomme de Chine (pomme – «яблоко», de – «из»,  Cnine – «Китай»).  Английское название дерева - "orange" - происходит от арабского "naranj". По-персидски апельсин назывался «narang», по-испански «naranja». Начальная буква «n» была утеряна из-за путаницы с неопределенным артиклем в английском языке – слово «a naranja» постепенно превратилось в «an orange».

В Испанию арабы завезли горький апельсин или померанец горький (Citrus aurantium). Сладкий апельсин был завезен позже возвратившимся в Португалию путешественником Васко да Гаммой. В настоящее время Севильский апельсин (померанец) выращивают в основном ради цветов, обладающих сильным ароматом - их используют в парфюмерном производстве.

Подробнее...

Шелковица. Часть 6

Шелковица (тута) в мифологииВ Японии шелковица была почитаемым деревом. В глухих горных районах Японии  была широко распространена легенда о  девушке, вступившей в связь с конем, вследствие чего оба  превратились в шелковичных червей. Развилка тутового дерева служила  женским сексуальным символом. На Окинаве существовало поверье, что произнесение слов "развилка тутового дерева" или "пребываю под тутовым деревом", обеспечивало безопасность, когда гремел гром.

Для объяснения этого поверья приводилась легенда о том, что в старину бог грома разбушевался и упал на тутовое дерево. «Поскольку тутовое дерево очень твердое, гром застрял в его развилке и скончался. С той поры гром опасается тутовых деревьев. Также и на островах Амами-Осима, когда гремит гром,  произносят слова "под тутами, под ними".

В других местах, чтобы защититься от грома поднимали над головой листья тута, втыкали ветку тута с листьями перед входом в дом. «В сочинении Масуми (Юки-но тантакухэн, 1786) говорится: "Если с ветром придет бог грома, нужно поднять над головой ветку тутового дерева, и тогда небо прояснится"». Одна из историй объясняет, что «в старину на тутовое дерево, к которому был прикреплен серп,  упал гром. Поскольку гром поранился и скончался, с той поры он опасался опускаться на тутовые деревья, и при звуках грома люди начинали  кричать "тутовое поле, тутовое поле"!

Подробнее...

Шелковица. Часть 4

Шелковица (тута) в мифологииВ Китае существовало много историй о чудесных рождениях, связанных с дуплистой шелковицей. Императора Шао-хао звали также Цюнсанши (Рожденный у дерева цюнсай) или Санцюши (Тутовый холм).  Его мать «забавлялась на воде близ тутового дерева – цюнсан со спустившимся с неба божественным юношей, который оказался духом звезды Тай-бо. В память о необычайных радостях, которые она познала, купаясь в этом месте, ребенка и назвали Цюнсан».

В сочинении "Ши и цзи" говорится: "Цюнсан – это одинокое тутовое дерево у Западного моря. Оно тянется вверх на восемь тысяч чи. Листья у него красные, а ягоды фиолетовые. Раз в десять тысяч лет на нем появляются плоды. Съевший их будет стареть медленнее, чем предопределено небом".

По легенде и Чжуань-сюй родился из дерева жо – полого тута, которое в мифе о солнцах растет на крайнем западе. Заходящее солнце садится на это дерево. Взобравшись на него после рождения, Чжуань-сюй стал императором. Даже о Конфуции рассказывают, что он родился из дупла тута. Любопытно отметить, что на многих островах Южных морей существовало представление о мужчине-солнце, который «спустился в нижний мир по священному дереву и оплодотворил женщину – Великую Землю».  Это священное дерево представлялось бесплодным, т. е. полым.

Подробнее...

Шелковица. Часть 5

Гусеницы тутового шекопряда  мифологииШелковица в мифе о Северном и Южном созвездиях выступает как дерево центра, под которым встречаются северное созвездие  с южным. Под тутовым деревом играли в облавные шашки дух созвездия Бэйдоу («северный ковш»), имеющий власть над судьбой и смертью, и дух Наньдоу («южный ковш»), ведавший рождением.

Проситель за сына, который по предсказанию гадателя должен был прожить короткую жизнь, молча поставил перед ними вино и оленье мясо. Увлеченные игроки съели все и лишь потом заметили просителя. Бэйдоу - дух или группа духов Большой Медведицы -  решил отблагодарить просителя и поменял цифры жизни и смерти его сына в книге судеб.

В культе шелковицы самым главным была связь этого дерева с производством шелка. Из самых древних письменных источников следует, что тутовые деревья с древних времен росли по всему Китаю, и разведение шелковичных червей являлось исключительно женским занятием. В "Шань хай цзин" упоминается, что на горе Сюань растет громадная шелковица. У нее длинные листья, а ветви расположены в четыре яруса. Цветы этого дерева желтые, с красными прожилками и синими чашечками. «Это дерево называется «шелковицей прародительницы».

Подробнее...

Шелковица. Часть 3

Шелковица (тута) в мифологииКитай - родина шелковицы, и в китайской мифологии  очень популярен мотив чудесного тутового дерева, связанного с солярным культом и плодородием. В мифе о 10 солнцах – золотых воронах, говорится, что были они детьми матушки Си-хэ и жили на востоке на дереве Фусан («поддерживающее тутовое дерево»).  На самой верхушке дерева сидел яшмовый петух, возвещавший рассвет. По некоторым версиям солнце везет в колеснице сама Си-хэ. Постепенно оно приходит на крайний запад, где садится на другое  солнечное дерево – жо, цветы которого освещают землю.

В древнекитайском трактате "Шань хай цзин" («Канон гор и морей»), описывающем реальную и мифическую географию Китая и соседних земель вместе с их обитателями, говорится, что на растущем в Долине Кипящих Ключей  тутовом дереве – фусан «совершают омовения десять солнц». В философском трактате "Хуайнань-цзы" говорится: "Солнце поднимается из долины Янгу, купается в пруду Сян  и обмахивается тутовым деревом. Это называют "утренней зарей".

В сочинении "Описание десяти островов" говорится о двух деревьях фусан, имеющих общие корни: «Таким образом они поддерживают друг друга. Поэтому их называют деревьями фусан – "взаимоподдерживающими". Бессмертные питаются плодами этих деревьев». Один из бессмертных по имени Чансан-цзюнь («господин длинное тутовое дерево»), давал знаменитому  врачевателю 6 в. до н. э., принявшему имя бога-покровителя врачевателей Бянь Цяо, чудесные капли. Через 30 дней Бянь Цяо смог видеть сквозь стены и проникать взором во внутренности человека.

Подробнее...

Шелковица. Часть 2

Шелковица (тута) в мифологииВ Шумере шелковица (тутовник) входила в число священных деревьев.  Каждое из таких почитаемых деревьев соотносилось с определенным городом и божеством. Например, тамариск считался священным деревом ниппурской традиции, а тексты, «восходящие к традиции Эреду, часто упоминают некое дерево кишкану, скорее всего тутовник». Интересно, что этому дереву придается эпитет «черный»: «Черный Кишкану возрос в Эриду, выращен он на чистом месте, блеск его чище лазури...».

Дерево кишкану выступает как мировое – оно возвышается над бездной.  Текст, содержащий сведения об этом дереве, сохранился в составе лечебного заговора на табличке из библиотеки Ашшурбанипала, восходящей, по крайней мере к 1700 г. до н.э. «В тексте говорится о трех божествах – Кахегале, Игихекале и Кенабду из Эриду, которые выкапывают дерево кишкану и извлекают из него заклинания бездны. Число божеств, видимо, не случайно: именно на три зоны по вертикали обычно делится мировое дерево, черты которого, таким образом, присущи кишкану. В ритуале говорится о движении заклинаний снизу, из бездны, откуда они поднимаются вместе с деревом".

Подробнее...

Шелковица Часть 1

Шелковица (тута) в мифологииШелковица, тут (тутовник) (лат. Morus) – плодовое дерево, которое может достигать высоты до 20 м, с густой кроной, цветущее в мае-июне. Плоды созревают во второй половине июля. Продолжительность жизни шелковицы 200-300 лет, реже 500. Однако встречаются сообщения о деревьях, возраст которых исчисляется тысячелетиями. В народной медицине с лечебной целью используют соплодия, листья и кору корней. Из перебродивших плодов получается крепкий спиртной напиток – тутовка.

В культуре распространены 2 вида: шелковица белая (Morus alba) и черная (Morus nigra). В стеблях и листьях шелковиц содержится млечный сок. Родина шелковицы белой – Восточный Китай и полуостров Корея. Откуда происходит культурное дерево ее черной «сестры» - неизвестно. В дикой природе шелковица черная произрастала в Центральной Азии.

Выращивают шелковицу не только ради ее сочных, сладких плодов,  но в первую очередь ради получения листьев для выкормки шелковичного червя. Эта традиция, заимствованная на Востоке, широко распространена в Средиземноморье. Для выкормки шелкопряда обрубают ветви с листьями и раскладывают их в помещениях, где содержатся гусеницы шелкопряда. На дереве вскоре отрастают новые побеги взамен обрубленных.

Подробнее...

Груша. Часть 2

Груша в мифологииУ этрусков лесная груша, как сообщает Макробий,  считалась несчастливым деревом, потому что находилась под покровительством нижних богов.

В Древнем Шумере существовала категория лекарей, именовавшихся а-зу («водознатцы»). Эти лекари занимались траволечением, но большинство лекарств изготовлялось из  груши, сливового дерева, фиг, ивы, пихты, сосны.

Груша в старину почиталась черкесами, особенно теми, кто жил на побережье, как символ Сэоссэрэса, -  великого путешественника, которому подчинялись ветры и воды. По описанию праздника в его честь, оставленному путешественником Тэбу де Мариньи в 1817 г., черкесы осенью срубали в лесу молодое грушевое дерево и обрубали все ветки. Далее, этот ствол грушевого дерева  «с большой торжественностью вносят в дом под звуки различных инструментов и радостные возгласы всех обитателей, которые поздравляют его со счастливым прибытием. Его украшают маленькими свечками и на верхушке привязывают головку сыра». Это дерево считалось покровителем стад.

Подробнее...

Груша. Часть 1

Груша в мифологииГруша (лат. Pyrus), плодовое дерево, достигающее  до  25 м высоты и 5 метров в диаметре кроны. Цветет белыми, 5-лепестковыми цветами, распускающимися раньше листьев,  в апреле-мае. Цветение груши – очень красивое зрелище, особенно, когда груши растут на горе: весь горный склон кажется  окутанным белым ароматным облаком. Плоды грушевого дерева сладкие и сочные.

Ценится плотная розовая или красновато-бурая древесина груши. Ее, в частности, применяют для изготовления музыкальных инструментов. Родина груши  точно не установлена. Культивированная груша происходит, по-видимому, из Древней Греции (за 1000 лет до н. э.). Особенно много видов груши встречается на Кавказе и в Средней Азии.

Груша была священным деревом Геры, древнегреческой богини, сестры и супруги верховного олимпийского бога Зевса. Культ этой богини был распространен в Микенах, Аргосе, Тиринфе, Олимпии и на о. Самос, где в храме Геры Самосской хранился ее древний фетиш в виде доски. Самое древнее изваяние богини Геры в микенском храме было сделано из грушевого дерева.

Подробнее...

Ель. Часть 4

Еловые шишкиПо мифологическим представлениям алтайских народов в центре земли, там, где расположен ее пуп,  растет гигантская ель, достигающая верхушкой дома Ульгеня. Мировым деревом,  достигающим своей вершиной до неба,  выступает ель и в мифологии якутов.

У обских угров ель соотносилась с Мир-суснэ-хумом. Так, на родовом жертвоприношении хантов Тигоновых (р. Ляпин) в снег втыкали три деревца: ель, березу и кедр, изображавших соответственно Мир-сусне-хума, Калтащ и Нуми-Торума.

Ель играла большую роль в обрядовой жизни нивхов. Для медвежьего праздника выбиралась поляна среди лиственниц и елей. Столбы для привязывания медведя изготовлялись из «стройных елочек, очищенных, вплоть до пушистой верхушки, от коры». После того, как медведя выпускали их клетки, ему надевали ошейник и пояс и трижды обводили по ходу солнца вокруг землянки хозяина. «Во время обхода нивх из рода зятьев погладил зверя елочкой, а затем сломал деревце о его бок, что имитировало удар копьем». После того, как медведя убивали выстрелом из лука, его тушу привязывали  к молоденькой елочке, воткнутой возле одного из столбов.

Подробнее...

Грецкий орех. Часть 4

Грецкий орех в мифологииВ Средней Азии существовала вера в особую категорию «вредных» деревьев и кустарников, которые служат пристанищем злых духов (джинов, албасты).  «Прежде всего такой недоброй славой окружено в Средней Азии дерево грецкого ореха, находиться под ним, особенно на закате солнца, не рекомендовалось во избежание враждебных акций со стороны злых духов, гнездящихся в его ветвях».

В Абхазии в древности справлялся праздник Аитара, семидольного божества скотоводства и земледелия, который назывался лаба Аитара  - "палка Аитара". Главным атрибутом этого праздника была ореховая палка, которую втыкали в землю под деревом.

Абхазский нартский эпос сохранил свидетельство особого отношения к грецкому ореху, упоминающемуся вместе такими мифологически значимыми деревьями, как  дуб и шелковица (тута). В абхазском варианте  оскорбленная дочь ацанов вспарывает себе живот и, выхватив младенца  Цвица, бросает его отцу и исчезает, дав наказ выкормить ребенка расплавленным металлом. Цвиц вырастает героем, помогая нартам во всех их подвигах.

Подробнее...

Страница 2 из 9