МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Ясень. Часть 3

В Греции ясень был посвящен Посейдону, который, «сохранив свою власть над лошадьми, стал еще богом морестранников, когда ахейцы начали плавать по морю».  Так же как и Посейдон, Один-Вотан, которому был посвящен ясень Иггдрасиль, «приобрел дополнительные функции мореплавателя, после того как его народ вышел в море. В древнем Уэльсе и древней Ирландии все весла и перекладины делались из ясеня. Ясеневыми были и прутья для понукания лошадей... Ясень – дерево морского могущества или силы, обитающей в воде. Другое имя Водена – Игг (Iggr), от которого произошло Иггдрасиль (Iggdrasil), несомненно, связано с hydra, по-гречески «море» (если точно, «нечто мокрое»)».

В скандинавской мифологии известен образ Улля, пасынка громовержца Тора, сына Скади. Он был прекрасным стрелком из лука и лыжником. В кеннингах он часто именуется как «ас-щита», а его щит называют «ясенем» или «кораблем» Улля. Эти сравнения указывают на связь с шаманской символикой, в которой бубен шамана представлялся одновременно и средством защиты (щитом) и средством передвижения – кораблем, конем, птицей и пр. В литовской мифологической традиции боги, спустившиеся на землю, чтобы вершить судьбы людей, собрались под развесистым ясенем. А в литовской народной сказке «Эгле – королева ужей» боги превратили в ясень одного из сыновей Эгле.

 

 

Третий месяц в алфавите деревьев – это месяц паводков, который начинался 18 февраля и заканчивался  17 марта. Магические палочки друидов, с нанесенным на них орнаментом в виде спирали, изготовлялись из ясеня. Из древесины ясеня вырезались руны. Почитание ясеня сохранялось очень долго. В Ирландии «дерево Торту, дерево Дати и ветвистое дерево Уснеха – три из пяти магических деревьев» были ясенями, которые срубили в 665 году н.э., «утверждая победу христианства над язычеством». Связь ясеня с водой вместе с представлением о нем, как о дереве защиты, породили веру в то, что ясень может уберечь от утопления. Поэтому «эмигранты, плывшие в Америку после картофельного голода, брали с собой кусочки его коры».

В силу сакрального и магического характера ясеня погубить его без веской на то причины считалось делом опасным. Ясень, как полагали, притягивали к себе молнию, и поэтому его следовало избегать во время грозы. Поскольку ясень и дуб  «часто поражает молния, они повсеместно в Европе фигурируют в народных церемониях вызывания дождя и получения огня».  Во всех своих аспектах ясень считался деревом удачи, благорасположенным к человеку. Его листья и древесина предохраняли тех, кто носил их при себе или хранил в доме, от колдовства и несчастий.

«В Линкольншире ясень с ягодами (женская особь), на местном наречии называемый «шидер» («она-дерево»), использовался против чар колдунов-мужчин, а безъягодная разновидность, «хидер» («он-дерево»), - против магии колдуний. ...В некоторых районах Шотландии пастухи предпочитали ясеневые прутья всем остальным, потому что они предохраняли скот от колдовства, а удар таким прутом не причинял животным никакого вреда».

Змеи ненавидели ясень и держались подальше от того, кто носил с собою его древесину. В Корнуолле, например, считают, что рядом с ясенем никогда не бывает ни одной змеи и что ясеневая ветка защищает человека от змей. В русской традиции «повсеместно распространено убеждение, что ясень… гонит и устрашает змей. Сам ясень, его кора, лист, даже зола смиряют всякого гада, лишают его возможности кусаться и повергают в оцепенение». Древние греки и германцы считали, что сок ясеня способен излечить человека, укушенного змеей.

Пучок «ясеневых ключиков» - крылатки (крылатых плодов ясеня) - в руке или в левом чулке считался талисманом против ведьмовской порчи. В Шотландии и Северной Англии пучок крылатки  носимый на себе, предохранял от сглаза. Плохой урожай крылатки предсказывал смерть в королевском семействе в течение года. В стране живо предание о неурожае 1848 года, за которым последовала трагическая смерть Карла I в январе 1649. Листья ясеня считали приносящими счастье и применяли при заклинаниях и предсказаниях. Особенно ценным был симметричный лист с равным числом перегородок по обе стороны черенка. Такие листья – редкость, и найти такой было добрым знаком. Если носить его при себе, можно было надеяться на успех и счастье, и, по крайней мере, на временную защиту от неудач и проклятий.

Использованные материалы:

  1. Р. Грейвс, Белая богиня;
  2. Мифологический словарь. Энциклопедия;
  3. Кристина Хоул, Энциклопедия примет и суеверий;
  4. Демич В.Ф. О змее в русской народной медицине. // Живая старина 1912. Вып.1

Реклама

Книги