Back to Top

Сайт посвящен мифологическим представлениям народов мира

Растения

Растения в мифологии



Виноград. Часть 7

Виноград в мифологииВиноград, часто изображаемый в гроздьях, является одновременно символом плодородия и жертвы. В Библии упоминание винограда имеет скрытую символику жертвенной крови. Благословение Иакова гласит: "не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего, и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей. Моет в вине одежду свою, и в крови гроздов одеяние свое". (Бытие:49, 10-12, 14-15) Божественный агнец в барочных аллегориях часто изображался между колючками и гроздьями винограда.

Известный миф о Самсоне ("солнце") объясняет его назорейство тем обстоятельством, что его долго бывшим бездетными родителям ангел предрек рождение сына. Этим Самсон избирается на служение богу "от чрева матери", причем дается повеление – подготовить ребенка к пожизненному назорейству – обет ритуальной чистоты и воздержания от вина, запрет остригать волосы.

В иудейской культуре виноградная лоза имеет большое значение и может часто использоваться как декоративный элемент в синагогах, где двенадцать гроздей винограда символизируют двенадцать израильских племен. Вместе с фиговым деревом она выступает символом мира и достатка.

Подробнее...

Виноград. Часть 6

Виноград в мифологии«Дикий виноград, - пишет Р. Гейвс, - рос вдоль южного побережья Черного моря,–откуда он, как культурное растение, постепенно достиг горы Ниса в Ливии и тем же путем, через Палестину, - Крита». Везде, куда проникал культ виноградной лозы и вина, возникали  праздники радости, веселья и свободы полового общения, получившие название «вакханалий» по имени бога, чествуемого на этих праздниках, - Вакха (Диониса).

В Малой Азии и Палестине эти винные оргии, «характеризовались теми же экстатическими танцами, что и пивные оргии во Фракии и Фригии». Они сохранились, потеряв свой эротический характер, в виде праздника кущей, хотя первоначально представляли собой самую настоящую вакханалию. Праздник Кущей (Сукот, ивр. мн. ч. «шалаши») проходил с 15 – по 21 в новогодний осенний месяц тишрей. На Сукот было принято сооружать возле домов шалаши, сквозь крышу которых должно быть видно звездное небо. Стены шалашей украшали гирляндами из различных трав, овощей, цветов в напоминание о происходящем в это время года сборе урожая. Во время молитвы на Сукот евреи использовали  лулав (древнеевр. «ветвь финиковой пальмы»), который верующий должен был держать в правой руке, а этрог, особый сорт лимона,  - в левой. Движения, совершаемые во время обряда строго регламентированы законом исполнения заповеди о лулаве.

Подробнее...

Виноград. Часть 5

Виноград в мифологииСогласно мифу, «Изида, отведав гроздь винограда (космическая лоза — дерево жизни), забеременела и родила Гора». Любопытно, что само происхождение виноградной лозы было связано в Древнем Египте с глазами, как об этом следует из мифа: однажды Сет принес две шкатулки, в которых находились два ока Уаджет и, превратившись в огромного крокодила, улегся рядом охранять шкатулки. Анубису удалось ночью вскрыть шкатулки, забрать оба Ока и убежать.  Он захоронил их в другом месте, и они проросли, став виноградными лозами. По просьбе Исиды Анубис выстроил дворец для нее, и богиня поселилась рядом с захороненными глазами. Темные виноградные грозди обозначались как «глаза Гора». О Горе также говорилось, что «он в вине пьет кровь своего противника».

 Известно, что Исида была сестрой и супругой Осириса, зачавшей сына от умершего брата-супруга. Сестрой и супругой своего брата Шу, считалась и Тефнут, дочь бога Атума.  «Священный брак» Тефнут и Шу справлялся во время праздника возвращения Хатор-Тефнут из Нубии. В песнях Тефнут именуется «супругой прекрасного брата ее Шу», а последний – «прекрасным супругом Хатор».

Подробнее...

Виноград. Часть 4

Виноград в мифологии - Египетская фрескаВ Египте культура винограда была известна издревле. Древнеегипетский бог загробного мира Осирис считался основателем земледелия, научив людей культивировать злаки и выращивать  виноградную лозу. «Тексты пирамид называют Осириса "владыкой виноградной лозы"», и виноградная гроздь являлась осирическим, а не христианским символом. Осирис всегда изображается вместе с каким-либо растением,  часто  - с  виноградной лозой.  Иногда бог увит гроздьями винограда, иногда ими увит балдахин, под которым он сидит.

При раскопках царских гробниц в Абидосе  в соседних с могильной камерой-ямой помещениях были обнаружены «посуда и чаши всех видов из камня, глины и металла. Среди этой посуды стояли большие глиняные кувшины, в которых приблизительно пять тысячелетий назад было вино. ...На пробки сосудов наносились имена фараонов или знаки царских виноградников». Благодаря этим сосудам из-под вина и обелискам у входа, на которых тоже были написаны имена царей, смогли установить назначение этих перерытых, разграбленных, лишенных трупов сооружений.

Подробнее...

Виноград. Часть 3

Виноград в мифологии - виноградникиВиноград в Месопотамии не рос, однако лоза вилась по склонам соседних гор. Геродот при описании Вавилонии подчеркивает, что «плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина». С конца IV тысячелетии до н. э. нижняя Месопотамия была заселена народом, происхождение которого с точностью не установлено до сегодняшнего дня – шумерами. Вероятно, с их приходом наименование вина проникло из горных областей Загроса и Восточной Анатолии в Междуречье.

Прежние правители Лагаша – Уруинимгина и Лугальбанда ввозили "горное вино", а во времена Гудеа "в Лагаше стали выращивать свой виноград". В языке шумеров понятию «вино» соответствует шумерограмма GESTIN, а этот термин, в соответствии со сложившейся традицией, переводится с шумерского языка как «дерево жизни», что подтверждает предположение о тождественности  библейского древа жизни (и познания) и виноградной лозы.

В шумерской мифологии известен образ богини Гештианны, имя которой буквально означает «покрытая листвой виноградная лоза», а ее эпитет на женском языке эме-саль - "Amamutinna"  означает «корневище виноградной лозы».  Еще одним ее именем было "Нин-Гештианна" - "Госпожа - лоза небес", а в шумерском городе Лагаше она была известна как богиня Амагештине (букв. «матушка виноградная лоза»), супруга Нингишзиды.

Подробнее...

Виноград. Часть 2

Виноград в мифологииВиноград известен не только своим превосходным вкусом, но особенно напитком, изготовляемым из перебродившего виноградного сока - вином. Существует мнение, по которому слово, обозначающее  «виноградное вино», происходит из  языка, распространенного в регионе между Средиземноморьем и Кавказом.  Носителями этого языка были древние хурриты, соседями которых стали хетты, эмигрировавшие в начале 2-го тыс. до н. э. в Анатолию. В клинописных источниках на хеттском языке сохранилось хурритское слово wijana, означающее «вино».

В индоевропейских и семитских языках слово, обозначающее понятие «виноградное вино» считается происходящим из праиндоевропейского названия виноградной лозы woino-, основанному на понятии «вить, извиваться». По мнению А.Ф. Гаджимуратова, подобная мотивировка названия растения, известного с древнейших времен своим культурологическим значением, малоубедительна. Автор считает более вероятным заимствование этого слова индоевропейскими и семитскими языками в древности у хурритоязычного населения (лат. vinum «вино», vinea «виноградник», арм. gini, греч. (f)ojnos, нем. Wein, араб. wajnun, ивр. jajin и т.д.).

Подробнее...

Виноград. Часть 1

Виноград в мифологииВиноград (лат. Vitis) плодовое растение, побеги которого называются виноградной лозой, а плоды – виноградными гроздьями. Гибкая лоза оплетает любую вертикальную опору – деревья, колья изгороди, балконные опоры и пр. Увешанная гроздьями спелых плодов, в обрамлении крупных зеленых листьев, виноградная лоза очень красиво смотрится и является излюбленным мотивом декора.

По определению Н.И.Вавилова основными центрами происхождения винограда являются среднеазиатский и переднеазиатский, в котором виноград представлен огромным разнообразием культурных и диких форм. Данные палеоботаники показывают, что родиной культивированного винограда является регион Восточной Анатолии, Загроса и Закавказья.  

Виноград превосходно растет на  почве, удобренной вулканическим пеплом. Слово «виноград» до сих пор ассоциируется в некоторых языках с горным ландшафтом (ср. нем. Weinberg «виноградник» - буквально «винная гора»). Неудивительно, что семена наиболее древних сортов окультуренного винограда находили при археологических раскопках в горных и предгорных районах Восточной Анатолии, а на севере Загросских гор археологи обнаружили девятилитровые кувшины со следами виноградного сока на стенках, датируемые 5400 лет до н. э. 

Подробнее...

Лесной орех. Часть 7

Лесной орех в мифологииСвязь лесного ореха с громом (грозой) прослеживается  в славянских поверьях о природных явлениях. «Сербы и украинцы, например, при грозе на Ивана Купалу или на Илью ожидали малый урожай орехов или большое количество порченых». У всех славян, в том числе и у русских, существовало поверье о выходе «громовой стрелы»  через 3 года или  7 лет  наружу, причем одним из ее названий было орех  («чертов палец»).

В Полесье считали, что в орешник никогда не бьет молния, объясняя это тем, что «орешник склонил свои гибкие ветви и укрыл Богоматерь с Христом».  По этой причине рекомендовалось в грозу прятаться под этим кустарником. Представление о том, то в орешник никогда не ударяет молния, существовало и  в  северо-восточной Сербии,  поэтому из орешника делали культовые изображения для сельского мольбища под деревом – зáписа.

Подробнее...

Лесной орех. Часть 6

Лесной орех (лещина) в мифологииРусское название лесного ореха – лещина, дано этому кустарнику по форме  листьев, напоминающей рыбу леща. В фольклоре сохранились следы почитания лесного ореха как священного дерева. В забайкальской сказке именно в ореховой ветке была заключена душа хозяина леса – медведя. По сюжету девушка просит привезти ей ветку орешника. Медведь предлагает на выбор брак или смерть за то, что сломали его орешник. Девушка соглашается на брак, и когда на голову медведя надевают венец, он превращается в пригожего парня.

Сказка, возможно, отражает в завуалированном виде «добывание» зятя из рода медведя, или даже зятя-жреца медвежьего культа. Медведь – представитель хтонических сил и  в сказке показательна связь орешника с загробным миром.

В России известны две  песенно-плясовые игры под названием «Ящер» и «Олень», сохранившие следы архаического культа. Тексты описывают Ящера, то сидящего  в «ореховом кусте», то на золотом стуле.  Если Ящер «сидит» в ореховом кусте, его поведение, как правило, пассивно, в других местах – активно: он «грызет (лущит) орехи. Смысловое действие заключается либо в вопросе хочет ли он жениться, либо в приказе поймать, схватить девицу, на которой Ящер должен жениться.

Подробнее...

Лесной орех. Часть 5

Лесной Орех в мифологииЛесной орех – дерево девятого месяца в ирландском алфавите деревьев был популярным символом плодородия в Древнем Риме и Греции. В Древнем Риме орехами забрасывали новобрачных в день свадьбы, чтобы они были плодовитыми в браке. Кроме того, орешник служил символом правосудия и поэтому считался  священным растением Фемиды, а также Ор, богинь времен года, и Мойр, богинь судьбы. Ореховый прутик посланца богов Гермеса символизировал общение и примирение, а также поэтическое вдохновение.

Связь лесного ореха с загробным миром и возрождением отчетливо проступает в существовавшем представлении о том, что «тени мертвых снова могут стать людьми, если они войдут в бобы, орехи или рыбу, которые будут съедены их будущими матерями».

В скандинавских и тевтонских верованиях лесной орех был посвящен громовержцу Тору, вооруженному громобойным молотом, и Одину. С орехом связывались представления о плодородии, нашедшие отражение в скандинавском фольклоре:  корова, которую погоняли ореховым прутом, давала обильные удои.

Подробнее...

Подкатегории

Страница 27 из 33