Back to Top

Сайт посвящен мифологическим представлениям народов мира

Растения

Растения в мифологии



Терновник

Колючки терновникаТёрн, терновник, или Слива колючая (лат. Prúnus spinósa) — небольшой колючий кустарник с темно-синими плодами, похожими на сливу. Зацветает  ранней весной, когда еще нет листьев,  мелкими белыми цветочками. Цветущие заросли терновника поражают своей красотой – кажется, будто ароматная белая пена покрывает колючие ветви!

Тогда как в народной европейской мифологии чудесное зачатие связывают с боярышником; в кельтской литературе аналогичная роль отводится терновнику, хотя он и считается символом вражды, олицетворением которой была Эрида, сестра бога войны Ареса.

Подробнее...

Боярышник. Часть 3

БоярышникВ кельтской традиции боярышник считался деревом божества зимы и тьмы. В некоторых вариантах  боярышник являлся отцом Олвена, который из-за тяжелых больших ресниц, покрывавших его плечи, был не в состоянии видеть, пока ему не поднимали ресницы вилами. Кельты признавали  боярышник деревом принудительного  целомудрия. Он связывался с маем как месяцем ритуального воздержания от полового общения, позже ставшим месяцем оргиастических обрядовых празднеств вокруг «майского» дерева.

В алфавите друидов боярышник был олицетворением буквы H (uath) и считался символом плодородия. Боярышник и Богиня – несущая смерть старуха – символически связаны в легенде о Кухулине: Богиня в облике пожирающей падаль вороны произнесла смертельное проклятье герою и улетела в заросли боярышника на равнине Муир-темне. Так описанное в легенде место обрело название «боярышник вороны».

Подробнее...

Хенна (Лавсония)

Цветущая лавсонияЛавсония или хенна (хна)  - это довольно высокий кустарник, который разводят в Индии, Египте и Судане. Примечательно это растение тем, что из его высушенных листьев изготовляют знаменитую красную краску – хну, а из бело-розовых цветов изготовляют масло. Хна традиционно используется для украшения тела в Индии, Пакистане, Северной Африке и многих арабских странах.

Красный цвет хенны имел большое значение для античных женщин, для которых он «ассоциировался с их собственной животворящей "магической кровью". Намазывая руки и ступни хной, они таким образом отождествляли себя с Богиней, которой поклонялись. У гречанок это была Геката, у сириек – Анат, у индусок – любая ипостась Богини».

В Египте это растение было известно под названием резеды или бирючины и использовалось в процессах мумификации: «мумии заворачивали в одежды крашенные хной, что символизировало возрождение от материнской крови».

Подробнее...

Лавр. Часть 1

ЛаврЛавр (греч. daphne, лат. Laurus) – вечнозеленый кустарник или небольшое деревце. Род насчитывает три вида, из которых Laurus nobilis — Лавр благородный произрастает в  Средиземноморье, где он считался священным в культе бога Солнца Аполлона, и в Западном Закавказье. Однако, прежде чем стать деревом Аполлона, символом бессмертия, славы и победы, лавр был деревом Дафны и вошел в греческую мифологию вместе с мифом о ней.

Лавр, называемый благородным, а также греческим и зеленым был растением  божественности и пророчеств, листья которого жевали жрицы Богини в Темпейской долине, пока там не восторжествовал культ Аполлона. Миф связывает происхождение лавра  с Дафной, жрицей матери-земли, преследуемой Аполлоном.  В отчаянии Дафна взмолилась Гее, и та мгновенно перенесла ее на Крит, оставив вместо нее лавровое дерево. На Крите Дафна стала известна под именем Пасифаи, а Аполлон в утешение сделал себе венок из лавра, поэтому с Аполлоном  связывался возникший обычай  плетения лавровых венков.

Подробнее...

Омела. Часть 2

ОмелаБлагодаря своему вечнозеленому естеству омела считалась, символом бессмертия. Народная вера считала это растение также  ключом к потаенным местам земли, считалось, что омела  сможет открыть любой замок. Уэльское суеверие гласит, что под орешником или ясенем, на котором растет омела, можно найти клад. «Однако до XVI в. о кладе никто и не заикался: в ту пору суеверие гласило, что под корнями такого дерева живет змея с рубином в голове. Очевидно, со временем змея была забыта, а сокровище осталось». Учитывая фаллическое значение символа омелы, ее также называли приворотной травой и средством повышения потенции; говорили, что омела «часто помогала мужчине совершать акт воспроизводства».

«Современная западная традиция целоваться под омелой – вот  все, что осталось нам от прежних эротических оргий в честь земли в надежде на плодородный год». В английской глубинке говорят до сих пор: если девушка не целовалась до свадьбы под омелой, она останется бесплодной. Обычай целоваться под омелой, похоже, чисто английский, и следы его обнаруживаются только в тех  странах, где в то или иное время селились англичане.

Подробнее...

Омела. Часть 1

Омела на деревеОмела – вечнозеленое кустарниковое растение, привлекающая внимание своими зелеными шарами кустов на голых, уже облетевших от листьев ветвях. Это полупаразитическое растение называют еще  дубо́выми я́годами, или птичьим клеем; последнее легло в основу названия омелы - лат. Víscum (букв. птичий клей). Омела паразитирует на очень многих древесных растениях: тополях, клёнах, соснах, ивах, берёзах, лжеакациях и на разнообразных плодовых деревьях, реже - на хвойных. Поселяется на верхушке дерева или на его ветвях и разрастается зелёным, в большинстве случаев густым, кустом.

У священной древнеевропейской омелы, Viscum album листья растут попарно в стороны, словно крылья, и ягоды – либо попарно, либо поодиночке. Это растение рассматривалось как имеющее промежуточный характер (ни дерево, ни куст) и, согласно легенде, появлялось там, где молния поражала дерево. Омелы, растущие на дубах, особенно ценились в Древнем Риме и у кельтских друидов. По болгарским поверьям, в омеле скрываются самодивы, а сажают омелу на деревьях птицы. На Руси ее называют «вихорево гнездо». В Сербии и Македонии считалось, что это растение вил, поэтому когда его рвут, оставляют на дереве нитку или деньги.

Подробнее...

Боярышник. Часть 2

Цветущий боярышникВ древности день 1 мая был, по-видимому, языческим праздником, именно поэтому в странах Европы широко бытовали поверья о том, что многие растения приобретают в этот день особые магические свойства. Особенно возрастала,  как полагали, целебная сила боярышника, клевера, ландыша.  Молодежный обычай, имевший место во многих европейских странах, выходить ночью в леса «собирать май» (как говорили в Англии) предполагал не только сбор цветов, зеленых ветвей, которыми украшали дома, но и свободу общения полов». Возможно, по этой причине в народной европейской мифологии  с боярышником связывают чудесное зачатие.

У греков сохранилась связь цветов боярышника со свадьбами: ветви боярышника сжигали на алтаре во время бракосочетания, а на невестах в Афинах были надеты венки из цветущих ветвей боярышника. Венок из белых цветов боярышника на голове молодой девушки был символом ее чистоты. Поскольку боярышник цветет в мае, постольку и пора свадеб когда-то должна была приходиться на этот месяц. Однако одно из  древнейших свадебных суеверий гласит, что брак, заключенный в мае, будет несчастным. Об этом даже были сложены поговорки: «В мае жениться – детей хоронить» и «Между жатвой и покосом жениться – со здоровьем проститься».

Май считался неудачным месяцем для свадеб еще во времена Овидия. Вот, что он писал в своей поэме «Фасты»: «И ни вдове в эти дни, / ни девице праздновать свадьбу/ Не подобает никак: / долгим не будет их век, / Вот почему я скажу, / если пословицам веришь, / В мае, народ говорит, замуж идти не к добру».  Возможно, это суеверие возникло от того, что в мае праздновались лемурии в память о душах умерших, не находящих себе покоя.

Подробнее...

Боярышник. Часть 1

БоярышникБоя́рышник (лат. Crataégus), колючий кустарник или небольшое деревцо, относится к семейству Розовые (Rosaceae). Его нежные белые цветки расцветают весной, окутывая деревце воздушной пеленой своих лепестков. Латинское название происходит от греч. κραθαιος («крепкий»), что отражает, возможно, не только свойство древесины, но и указывает на  долголетие растения – его возраст может достигать 300-400 лет!  Примечателен цвет древесины боярышника - беловато-розовый, красновато-жёлтый или красноватый.  Цветение и плодоношение наступает в возрасте 10—15 лет.  Цветки белые, но у садовых форм бывают розовые или красные. Плоды похожи на мелкие яблочки, окраска их варьируется от оранжево-жёлтой, красной до почти  чёрной. В пору плодоношения деревце усыпано словно каплями крови  мелкими красными плодами.

Подробнее...

Мирра

Смола на коре миррыМирра - это кустарниковое растение вида Commiphora, произрастающее в Аравии. Знаменито это растение своей одноименной смолой. "На рынках Йемена янтарные комочки ладана соседствуют с коричневатыми, поблескивающими на сколе камнями, напоминающими точильные. Это не камни, а много раз уже упомянутая «сестра ладана» - мирра. Деревья рода коммифора из общего с ладаносными деревьями семейства бурзеровых сочатся бурой смолой с приятным запахом и приятным вкусом. Говоря о химическом составе мирры (камедь, смола-миррин, эфирное масло-миррол), энциклопедия упоминает и «горечь неопределенного состава». Эта горечь дала название мирре, ведь «мурр» по –арабски значит «горький».

Мирру получают из надрезов коры - это застывший древесный сок.  Однако лучшим сортом мирры считалась "самоточная", та что сама вытекала из растения естественно, а та что собиралась из специально нанесенных надрезов считалась худшей.  Теофраст писал: "Ветви этого дерева очень душисты. Чистая камедь ценится вдвое дороже серебра: смешанная в зависимости от количества подмены". В Элладу камедь поступала всегда в смешанном с каким-либо веществом  виде.

Подробнее...

Табак. Часть 3

Табак в мифологииНа территории Мексики был найден нюхательный табак, датированный примерно первым веком нашей эры. Жрецы майя курили табак, пуская дым на четыре стороны света, чтобы донести свои молитвы и просьбы до богов. В пантеоне майя среди прочих был также и бог табака.

Правители ацтеков курили табак, прежде чем объявить свою волю.

Широкое распространение табак получил у северных народов Евразии. Эвенки, селькупы, нанайцы, нганасаны  и др. поголовно курили трубки, и щепоть табака была обязательным жертвенным даром  духам – хозяевам местности. К древнему тунгусоязычному населению листовой табак проникал через монголов и тюрок (монг. тамаки; тюрк. тамаку) и его курили все – от мала до велика. Эвенки из любви к детям «всегда давали им попробовать то, что нравилось взрослым. Поэтому у многих эвенков дети начинали курить уже с 5-6 лет».  У нганасан зажженная трубка, которую  девушкой предлагала парню, означала, что она согласна с ним жить.

Подробнее...

Подкатегории

Страница 29 из 33