МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Грибы

Грибы в мифологии

Грибы. Часть 21

Грибы в мифологииОб употреблении священных грибов индейцами майя, живших в гористой местности, свидетельствуют письменные документы доконкистадорской истории. В те далекие времена майя использовали глиняные и каменные грибы в священных церемониях, сопровождавшихся ритуальным употреблением галлюциногенных грибов.

Подобные «грибы» высотой около 30 см, были найдены в огромном количестве в Южной Мезоамерике - в мексиканских штатах Чьяпас и Оахака, а также в Гватемале и Сальвадоре. В Северо-Западной Мексике при раскопках шахтовых могил были обнаружены «керамические фигурки в виде людей рядом с огромным грибом или с грибами, выступающими из тела».

Современные этнографические исследования региона майя не дают прямых доказательств употребления ими священных грибов. Однако, предметы искусства подтверждают, что оно имело место. «Изучение искусства древних майя в Мексике, Гватемале и Белизе, - пишет  М.Добкин, - извлекает на свет три мотива, которые с заметной регулярностью появляются в археологических находках... Это – грибы, жабы и водяная лилия».

Подробнее...

Грибы. Часть 20

Грибы в мифологииНа другом конце света у индейцев сохранилось отношение к галлюциногенным грибам как к священным существам, со сверхъестественной помощью которых страждущие получали помощь в лечении и  восстановлении духовной гармонии и физической целостности.

Магическими грибами индейцев были грибы рода Psilocybe (псилоцибиновые грибы). В переводе с греческого, слово "псилоцибе" означает "лысая голова". Астеки называли их Теонанакатль (букв. "плоть бога"), месатеки называют их «говорящими» грибами.

На Юго-Западе Северной Америки галлюциногенные грибы в современное время не используются, хотя мухомор красный и другие подвиды произрастают в этом районе.  Однако петроглифы запечатлели шаманов, которые держат в руках грибы или грибообразные объекты. Вполне возможно, что грибы у североамериканских индейцев  использовались в доисторические времена.

Подробнее...

Грибы. Часть 19

Грибы в мифологииСъев священные грибы шаман мог с помощью духов  посетить иные миры. Согласно чукотским верованиям он встречался с духами, которые вели шамана «через горные обвалы, глубочайшие пропасти и непроходимые болота в Долину предков, находящуюся в стране верхних людей».  Шаман   проходил «различные "круги покойников": добровольно ушедших из жизни стариков, утопленников и "светящихся" (сгоревших)».

С мухоморами связывали и апотропеические свойства. Чукчи под каждый амулет или изображения злых духов, подкладывали кусочек высохшего мухомора «для ослабевания сил» этих духов.

Во многих общинах женщинам не разрешалось употреблять мухоморы, в других – либо не рекомендовалось их употреблять, либо рекомендовалось ограничить употребление одним разом в году и съедать не более трех грибов. Но молодым девушкам, наоборот, поручались все работы по сушке грибов. Это было связано с поверьем о том, что «человек должен быть чист душой и иметь доброе расположение духа», а девушки отличались именно своим кротким нравом. Человеку с плохими мыслями возбранялось собирать и употреблять мухоморы, «так как этим он может причинить вред не только себе, но и другим».

Подробнее...

Грибы. Часть 18

Грибы в мифологииПетроглифы святилища Пегтымель свидетельствуют о глубокой древности культа опьяняющих грибов на Крайнем северо-востоке Азии.  Чукчи причисляли мухоморы к  «существам», считая их «особым племенем». Найдя мухомор и собираясь его выкопать, чукча к нему обращался со следующими словами: "Это ты меня звал. Я чуть было мимо не прошел... так бы и ушел, если бы ты меня не позвал". Целью этого обращения было  «убедить хвапак (мухомор) в том, что его собираются выкопать и съесть лишь потому, что этого хочет сам хвапак, а человек просто исполняет его желание».

Чаще всего мухомор использовали в сушеном виде. Грибы заготавливали впрок, высушивая их на утреннем солнце и нанизывая по три штуки на нитку. При употреблении отрывали маленькие кусочки, тщательно пережевывали и глотали, запивая водой. Затем наступало опьянение, которое по описанию В.Г.Богораза выражалось в трех стадиях: приятное возбуждение, беспричинное веселье, ощущение ловкости и возрастания физической силы. Следующая стадия опьянения выражалась в появлении видений, встрече с духами, люди слышат голоса, «реальность для них приобретает иное измерение». Однако на этой стадии люди все еще не порывают связи с действительностью, могут осмысленно отвечать на вопросы.

Подробнее...

Грибы. Часть 7

Грибы в мифологииДревесные грибы очень часто отождествлялись с ушами. Такие представления были характерны для жителей о. Тайвань и Филиппин. Эскимосы с о. Врангеля называли сухие грибы «чертовыми ушами». Месоамериканские индейцы тусантек называли древесный гриб «ухом дерева». Известно название гриба, произрастающего из земли - «свиное ухо».

По представлениям индейцев телламук, проживающих на тихоокеанском побережье Америки, древесные грибы – это плоть Дикой Женщины, которую убивает ее  внук-енот и уносит ее труп на своих плечах. Проходя под поваленными деревьями, он замечает, что его ноша становится с каждым разом все легче, пока не исчезает совсем: «плоть Дикой Женщины остается на стволах в виде грибов».

На Юго-Востоке Америки индейцы алабама связывают происхождение древесных грибов с людоедкой: человек рубит людоедку на части, при этом ее сердце бросает о ствол дерева. Оно превращается в древесный гриб, а кишки людоедки  - в лианы. У индейцев коасати существует похожий миф о людоедке, которой отрезали голову и разрубили тело на части. Но каждый раз ее члены срастались, Сердце людоедки, брошенное о дерево, стало древесным грибом.

Подробнее...

Грибы. Часть 17

Грибы в мифологииЦелая галерея изображений грибов и связанных с ними персонажей, относящихся к I тысячелетию до н. э.,  запечатлена на правобережных скалах реки Пегтымель на Чукотке.  Впечатляет количество изображений, посвященных мухоморам – более трех десятков. Среди них духи-мухоморы, шаманы, картины видений

Духи чаще всего изображены в виде обнаженных или полуобнаженных женщин с грибами на головах; реже встречаются мужские антропоморфные фигуры. В мифологии коряков Эмемкут, сын Великого Ворона Кутха, восхищенный красотой мухомора, сделал его девушкой. По другим версиям, так же корякского происхождения, в мухомор превратилась одна женщина, обидевшись на своего мужа. Женщина собрала своих детей и они все вместе ушли под землю.

В ительменских сказках рассказывается о мухоморных девушках, соблазняющих и уводящих охотников. «Девушек-мухоморов описывают как соблазнительниц, имеющих красивое лицо и стройное тело. У них длинные густые волосы, часто рыжего, огненного цвета, но встречаются и белокурые, золотые, черные. В последнем случае обычно добавляют, что девушки-мухоморы носят красные шапочки, под цвет шляпки гриба. Девушки имеют небольшой рост (до 150 см), пышную грудь и, как правило, ходят обнаженными».

Подробнее...

Грибы. Часть 16

Грибы в мифологииТрадиция использования опьяняющих грибов была широко распространена у коряков. С этой целью использовали мухоморы и надо было хорошо разбираться в этих грибах, чтобы не лишиться жизни, потому что  «из нескольких видов гриба с красной шляпкой в белую горошину только один является опьяняющим галлюциногеном, а все остальные — смертельным ядом».

Тан-Богораз утверждал, что коряки были единственным дальневосточным племенем продолжавшим употреблять мухоморы вплоть до конца XIX века. Российский путешественник и ученый Я. Линденау писал, что «наевшись мухомора – Wapach, корякские шаманы начинали предсказывать будущее. Другие же едят его потому, что от этого пьянеют».

Коряки сушили грибы на солнце и ели целиком, либо делали экстракт на воде, оленьем молоке или соке некоторых ягод. Когда грибы ели целиком, их сначала поручали разжевать женщинам, затем  эту влажную массу глотал мужчина.  Само знание о галлюциногенных свойствах этого гриба тоже приписывалось женщине: это она заметила, что олени пьянели от грибов.

Подробнее...

Грибы. Часть 15

Грибы в мифологииФаллическая символика, придаваемая во многих традициях  грибам,  свойственна и ведическому соме. Так, в  гимнах постоянно подчеркивается мужское начало сомы, такие проявления  как возрастание,  увеличение в объеме. Сома может выступать как жених или любовник. Эти черты связывают сому с грибами-фаллосами кетского мифа и с аналогичным представлением в русской традиции.

Возможно, самым главным качеством сомы, являлось целительство. Его целительные свойства  обобщены в следующих строчках: «Этот Сома – бог; он лечит / Самые тяжелые болезни, которые переносит человек. / Он исцеляет больных, ободряет печальных, / Придает силу слабым, разгоняя их страхи». В гимне Ригведы (VIII, 48, 1) сказано: «Я приобщился к сладостному напитку жизни». Последующие строки гимна показывают конечную цель, которой достигает выпивший этот напиток: «Мы выпили сому, мы стали бессмертными, / Мы пришли к свету, мы нашли богов.  Что может нам сделать теперь недоброжелательность И что – злоба смертного, о бессмертный?».

Подробнее...

Грибы. Часть 14

Грибы в мифологииОбраз Диониса-гриба, вкушение плоти которого приводило в состояние божественного опьянения, находит соответствия с образом ведического сомы. Мнения ученых по поводу того, что же на самом деле представлял собой сома – гриб или растение -  расходятся.

По мнению американского ученого Р.Г. Уоссона, сома «Ригведы» не что иное, как мухомор. Многие ведийские гимны действительно «нередко наделяют сому эпитетами, сходными с «обликом» мухомора: сома описывается как растение без листьев, цветов, плодов и корней, но имеющее стебель и «шапку» (дословно — «голову») подобно одному глазу».

Сома, «крылатый буйвол», выступает как дитя  Парджаньи, бога дождя, грома и молнии, «зародыш Паджры», по-видимому, земли (Рв IX, 82, 3).  «Красное дитя Неба», Сома возрастает на земле, его небесное происхождение и посредничество  между Небом и Землей подчеркивается в гимне: «На небе твоя высшая (пуповина), которая скреплена с (земной) пуповиной. На спине земли растут твои пальцы» (Рв.IX, 79,4) Уместно заметить, что в  некоторых традициях грибы и белемниты называются «чертовыми пальцами».

Подробнее...

Грибы. Часть 13

Грибы в мифологииВозможно, как предполагает Р. Грейвс в «Белой богине», составной частью священной пищи или амбросии, которой причащались посвящаемые в Элевсинские мистерии, был гриб panaeoluspapilionaceus.

Менады тоже, по мнению Р. Грейвса,  использовали  грибы для приведения себя в трансовое состояние,  но предпочитаемый ими гриб, был, вероятно, amanitamuscaria, оказывавший на психику белее жесткое воздействие.  Вкусив этой поганки,  менады в исступлении начинали отождествлять себя с дикими зверями и носились по лесам и долам, разрывая на куски подвернувшуюся им жертву.

Однако никаких свидетельств, указывающих хотя бы косвенно на агрессивный характер поведения участников Элевсинских мистерий нет, что позволяет Р. Грейвсу заключить, что гриб, который возможно, использовался в Элевсинских мистериях, представлял собой поганку panaeoluspapilionaceus «более мягкую и погружающую в более глубокий транс». Более того,  автор считает, что употребление этого гриба было неотъемлемой частью всех мистерий, что его «ели адепты во время элевсинских, самофракийских, критских мистерий и становились вровень с богами способностью к трансцедентным видениям».

Подробнее...

Реклама

Книги